После повышения налогов власти исследуют новые – иногда "экзотические" – пути для пополнения бюджета. Одним из таких решений является принудительный выкуп облигаций государственного займа (ОВГЗ) гражданами и бизнесом. Насколько оправданно это решение даже в условиях войны, и что об этом говорят финансисты и эксперты, – рассказывает журналист РБК-Украина Руслан Кисляк.
Неопределенность относительно продолжительности войны в Украине, на фоне меняющихся геополитических условий и непредсказуемости объемов финансовой помощи от партнеров, заставляет отечественных чиновников, ответственных за финансовую сферу, искать дополнительные и, возможно, альтернативные способы наполнения государственного бюджета.
Поскольку средства от партнеров Украина не может использовать для военных нужд, рассчитывать приходится только на внутренние источники поступлений. К таким источникам, в частности, относятся – увеличение или введение новых налогов и сборов, меры по детенизации экономики, выпуск государством облигаций внутреннего государственного займа и прочее.
Недавно глава профильного комитета Верховной Рады Данило Гетманцев предложил публично обсудить еще один (довольно экзотический) способ наполнения бюджета во время войны – так называемый обязательный военный займ (defense loan). Суть этого предложения заключается в том, чтобы обязывать население и бизнес выделять часть своих доходов (зарплат) на покупку долгосрочных государственных облигаций. В качестве примера для подражания Гетманцев предлагает рассмотреть опыт Израиля.
"Опыт некоторых стран, переживших крупные войны, показывает, что одних лишь рыночных стимулов для мобилизации внутренних сбережений на нужды безопасности и обороны может быть недостаточно. В Израиле, который у нас принято считать образцом страны, успешно защищающейся от превосходящих сил противников более 70 лет, в 70-х годах прошлого века были внедрены обязательные накопительные схемы, включая финансирование растущих расходов на безопасность", – отмечает Гетманцев.
Одним из таких инструментов стал долгосрочный обязательный военный займ. На покупку военных облигаций в обязательном порядке выделялось 7% от налогооблагаемого дохода работника, самозанятого или дохода предприятия. Ставка доходности составляла 5%, а доход по облигациям не облагался налогом. Основная сумма займа дополнительно индексировалась на индекс стоимости жизни.
Первые займы (с 1970 года) должны были быть погашены в 1986 году, 12 равными месячными платежами. Проценты выплачивались равными траншами каждые три года, начиная с октября 1977 года. Обязательный военный займ, который просуществовал чуть более пяти лет, стал важным источником финансирования военных усилий Израиля до войны Судного дня (1973) и в первые годы после нее.
Может ли подобная обязательная накопительная схема быть внедрена в Украине (исключительно на военное время и только для финансирования сил безопасности и обороны) – вопрос глубокой политической, общественной и профессиональной дискуссии, считает народный депутат.
"Считаю, что на стороне государственных банков следует перейти к определенному формату обязательной покупки военных облигаций на основе индивидуальных планов, которые должны разработать Минфин и НБУ. Тем, кто выступает за либеральные идеи, сразу скажу, что такие предложения не считаю адекватными для мирного времени. Но война продолжается, и сколько она продлится – никто не знает", – аргументирует Гетманцев.
Данило Гетманцев предлагает обсудить идею обязательного военного займа (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)
По его мнению, в Украине остается потенциал для дальнейшего увеличения объема размещений гособлигаций как среди банков, так и среди юридических и физических лиц.
"В условиях продолжающейся войны активизация размещения ОВГЗ является одним из немногих быстрых и доступных внутренних источников (второй способ – это повышение налогов), который может быть использован для частичного закрытия потребностей в финансировании сектора безопасности и обороны. Увеличение внутренних рыночных заимствований также служит защитой от эмиссионного финансирования дефицита бюджета, что наблюдалось в 2022 году и среди прочих причин вызвало всплеск инфляции", – резюмирует Гетманцев.
В Министерстве финансов Украины на запрос РБК-Украина с просьбой прокомментировать идею введения обязательного выкупа военных облигаций ответили кратко и ясно: "министерство не может комментировать или оценивать политические заявления".
Коллега Данила Гетманцева по парламентскому комитету, представитель фракции партии "Голос" Ярослав Железняк в комментарии изданию отметил, что на сегодняшний день вложения в ОВГЗ – один из лучших вариантов инвестирования средств, что позволяет украинцам неплохо заработать, а государству – привлечь дополнительные средства в бюджет. Однако, по мнению народного депутата, эта инициатива должна быть добровольной.
В банковской среде идею дополнительных обязательств по выкупу ОВГЗ (в дополнение к уже существующим) воспринимают ожидаемо неоднозначно. Но и.о. исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Дмитрий Глинский спешит успокоить, что речь пока идет лишь о попытке начать публичную дискуссию по сложному вопросу, поэтому не следует воспринимать эту идею как проработанную инициативу.
Тем не менее, отмечает собеседник издания, вопрос устойчивого финансирования жизненно важных для Украины оборонных нужд действительно стоит остро. И если говорить о введении обязательной покупки военных облигаций, то необходимо тщательно оценить возможные риски для государства и сопоставить их с потенциалом привлечения средств через такой механизм. А риски, по мнению Дмитрия Глинского, здесь значительные.
"Если покупка военных облигаций станет обязанностью, это подорвет рыночную мотивацию внутренних инвесторов и искажает мотивацию государства по управлению долгом. Это может привести к увеличению риска дефолта по таким заимствованиям в будущем и недоверию к ОВГЗ в целом", – предостерегает банкир.
Кроме того, изъятие части официальных доходов через обязательную покупку облигаций, в дополнение к уже существующему налогообложению, будет затруднять детенизацию украинской экономики, что ограничит потенциал увеличения налоговых поступлений в бюджет.
Глава НАБУ отмечает: в условиях полномасштабной войны банки постепенно увеличивают кредитование экономики и государства. В то же время искусственное ускорение инвестиций банков в ОВГЗ может, если не сломать, то существенно ослабить положительные тенденции в кредитовании и замедлить экономический рост.
Для понимания. Объемы инвестиций банков в ОВГЗ за третий квартал 2024 года увеличились на 8,9%, а в годовом измерении рост составил 39%. При этом 74% всего банковского портфеля государственных облигаций сосредоточено в банках, основным или единственным владельцем которых является государство. В течение года также росли объемы банковского кредитования. Так, по данным НБУ, чистый портфель кредитов клиентам показал рост на 6,8% за последний квартал и на 22,4% за год. В то же время объемы вложений банков в депозитные сертификаты НБУ имеют устойчивую тенденцию к сокращению.