Сегодня исполнилось ровно 30 лет Будапештскому меморандуму, в соответствии с которым Украина отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии своей территориальной целостности со стороны России, США и Великобритании. Однако в 2014 году Москва оккупировала Крым, развязала войну на Донбассе, а через восемь лет начала полномасштабное вторжение. Почему меморандум не сработал и возможно ли восстановление ядерного статуса, – в материале РБК-Украина.
После распада СССР Украина обладала одной из самых мощных армий и третьим по величине ядерным арсеналом, что вызывало беспокойство коллективного Запада, возглавляемого Соединенными Штатами. В начале 1990-х мнения Вашингтона и Москвы редко совпадали, но обе стороны хотели видеть Украину безъядерным государством.
Поэтому на молодое государство постоянно оказывалось давление с требованием избавиться от ядерных боеголовок. Как вспоминал первый президент Леонид Кравчук, США угрожали санкциями и полной изоляцией.
"И Клинтон, и вице-президент Гор сказали, если Украина поступит иначе, начнутся, дословно, "экономические санкции и не только экономические". Могла ли Украина, только родившись, сразу стать угрозой для Европы и мира?", – говорил он в одном из интервью.
Таким образом, 14 января 1994 года было обнародовано совместное заявление Кравчука, лидеров США и России – Билла Клинтона и Бориса Ельцина – о вывозе стратегического ядерного оружия и принципиальном согласии Москвы на определенную компенсацию.
Билл Клинтон, Борис Ельцин и Леонид Кравчук после совместного заявления в Москве, 1994 год (фото clintonlibrary.gov)
Менее чем через год, 5 декабря 1994 года, следующий президент Украины Леонид Кучма подписал в Будапеште (Венгрия) меморандум о гарантиях безопасности, связанный с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Позже к Будапештскому меморандуму присоединились Франция и Китай.
Согласно документу, Киев отказался от ядерного арсенала, а США, РФ и Великобритания обязались уважать независимость и границы Украины, воздерживаться от применения силы (или даже от угроз силой) и экономического давления, то есть всего, что может нарушить ее суверенитет.
О том, что Будапештский меморандум не содержит реальных гарантий безопасности, еще в 2009 году говорил второй президент Леонид Кучма.
"Тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран сказал: "Сынок, не верь этому документу, тебя обманут", - делился Кучма на международной конференции в Иерусалиме.
Украина выполнила свои обязательства и 2 июня 1996 года официально избавилась от статуса ядерного государства, отказавшись, по разным оценкам, от 1,5 до 2,1 тысячи стратегических и от 2,8 до 4,8 тысячи тактических боезарядов.
Украинские и американские официальные лица возле шахты 43-й ракетной армии, Первомайск, 1994 год (фото dtra.mil)
"На мой взгляд, это была одна из самых замечательных историй лжи в современной истории человечества. С тобой подписали документ, которого на самом деле не было. То есть иллюзия – подписали что-то, что не работало. И все, кто подписывал, это понимали", – отметил РБК-Украина советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.
Юрий Костенко, министр охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности в 1990-х, считает, что правильно ставить вопрос: "не могла ли Украина оставить ядерное оружие?", а "почему фактически ничего не получила взамен?".
"Только последний эшелон с ядерными боеголовками в июне 1996 года покинул Украину, и мы стали неинтересными для Запада. А что с Украины взять? Экономика работает в российской системе координат, все предложения от США отвергались", – сказал он в интервью.
По его словам, США предлагали другой вариант разоружения: переработать высокообогащенный уран и плутоний в топливо для АЭС. Американская сторона была готова профинансировать этот проект. Если бы это произошло, по его оценкам, топлива хватило бы до сегодняшних дней.
В 1990-х годах казалось, что никто не нападет на Украину. Даже Владимир Путин, сразу после прихода к власти, не раз подчеркивал, что уважает границы соседнего государства. "Мы не хотим забирать Крым, это абсолютная глупость. Если мы начнем что-то забирать у кого-то, у нас самих что-нибудь отберут", – говорил он.
Позже он повторял, что Крым не является спорной территорией, и Россия давно признала границы Украины. "Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом", – добавил Путин.
Но как только Украина попыталась вырваться из тени так называемого "старшего брата", риторика изменилась. А подписанты Будапештского меморандума не вступились за Украину ни после оккупации Крыма, ни после начала войны на Донбассе.
Во время полномасштабного вторжения РФ экс-президент США Билл Клинтон извинился за принуждение к отказу от ядерного оружия.
"Я чувствую личную причастность к тому, что я заставил (украинцев – ред.) отказаться от ядерного оружия. И никто из них не верит, что Россия пошла бы на это (вторжение, – ред.), если бы Украина все еще имела свои арсеналы", – признал он.
Билл Клинтон уже во время полномасштабной войны признал, что давил на Украину по поводу отказа от ядерного оружия (фото GettyImages)
Западные гаранты не смогли или не захотели полноценно защитить Украину, якобы из-за разногласий в понимании содержания и значения Будапештского меморандума. В то время как в украинском варианте название звучит как "Меморандум о гарантиях безопасности", в английском - как "Меморандум о заверениях в безопасности". Хотя, с другой стороны, подписи лидеров США и Великобритании стоят под украинским и российским экземпляром, где записаны "гарантии" и "гаранты".
Документ не подлежал ратификации в парламентах, но оставался полноценным международным договором. Однако без механизма обеспечения безопасности. На практике весь инструментарий свелся к "консультациям", в которых Россия по понятным причинам не собиралась участвовать.
"Это не вопрос ядерного оружия или стратегической бомбардировочной авиации, это вопрос, о чем договаривались и какие были инструменты выполнения договоренностей. Мало того, что там не прописаны конкретные гарантии, что нужно делать в той или иной ситуации, более того, один из гарантов и начал войну", – сказал Подоляк в комментарии РБК-Украина.
__image__