О том, насколько эффективно Украина взаимодействует со странами Африки, Азии и Латинской Америки, удается ли ей противостоять российской пропаганде и доходят ли украинские сообщения о войне до аудитории Глобального Юга – в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
СОДЕРЖАНИЕ
С началом полномасштабного российского вторжения Украина значительно активизировала свои связи со странами так называемого Глобального Юга – в Африке, Азии и Латинской Америке. Как неоднократно отмечали украинские дипломаты, до этого внешняя политика Украины почти не выходила за пределы многоугольника Вашингтон-Лондон-Париж-Берлин-Брюссель-Варшава.
Существует множество причин для "разворота на Юг". И это не только необходимость искать поддержку для дипломатических инициатив, таких как "Формула мира". Азия становится наиболее экономически развивающимся регионом мира. Африка и Ближний Восток остаются ключевыми рынками для украинской аграрной продукции. При этом стабильность всей Европы во многом зависит от этих регионов в контексте миграционных потоков. Латинская Америка, хоть и удалена от нас, имеет значительное влияние благодаря голосам более двух десятков стран в международных организациях и своим природным ресурсам.
На недавней конференции "Crimea Global 2024. Understanding Ukraine through the South" в Киеве РБК-Украина обсудила с экспертами из Глобального Юга, насколько эффективно Украина взаимодействует с их странами, удается ли ей привлечь их на свою сторону и противостоять традиционному российскому влиянию.
Индия – одна из крупнейших экономик мира, ядерная держава с глобальными амбициями, на которую ориентируются многие страны в Азии и Африке. Благодаря давним связям с Россией, начиная с времен СССР, Индия стала зависимой от российского вооружения. С началом полномасштабного вторжения России Индия также стала одним из крупнейших покупателей нефти из РФ.
Тем не менее, Индия открыто не поддерживает Россию, а ищет выгоды от ослабления РФ, отмечает научная сотрудница Центра Европы и Евразии Института оборонных исследований и аналитики из Индии Свасти Рао. Ярким примером такого подхода является покупка дешевой российской нефти.
"Индия никогда не покупала российскую нефть до начала войны в Украине. Мы получали нефть из стран Персидского залива. Когда началась война и были введены санкции против России, она стремилась выйти на другие рынки, предлагая нам значительные скидки", – подчеркивает эксперт.
По ее словам, если кто-то предложит Индии более низкие цены, страна откажется от российской нефти.
Что касается российского вооружения, то после начала полномасштабного вторжения Индия не заключила с Россией ни одного нового контракта. Здесь также есть прагматические причины. С одной стороны, Россия отправляет все свои вооружения на фронт против Украины, что привело к срыву нескольких ранее заключенных контрактов. Согласно отчету Стокгольмского международного института исследований мира, в 2009 году Индия импортировала 76% своего оружия из России. В 2023 году доля РФ составила лишь 36%.
С другой стороны, возникает проблема технологий. Российское вооружение содержит множество иностранных деталей, поставки которых постепенно ограничиваются, и на их место приходят китайские компоненты. Это вызывает у Индии беспокойство: не содержат ли китайские детали уязвимости, что может угрожать индийской безопасности, учитывая сложные отношения между Нью-Дели и Пекином.Подписание двусторонних соглашений между Украиной и Индией (фото: Виталий Носач РБК-Украина)
В этой ситуации Украина вместе с другими странами использует растущую изоляцию России. Например, Индия ищет замену российскому вооружению, и здесь существует интерес к украинским разработкам в области дронов – Украина уже является одним из мировых лидеров в этой сфере. Также значительная часть индийского флота использует двигатели украинского производства. Все это создает объективные факторы, сближающие Украину и Индию.
Публичная оценка российской агрессии со стороны Индии остается нейтральной, однако визит премьер-министра страны Нарендры Моди в Киев в августе этого года стал знаковым. После этого Индия начала играть более активную посредническую роль. При этом важна личная позиция Моди. 8 июля, находясь в Москве, он стал свидетелем удара России по детской больнице "Охматдет". Как писало РБК-Украина, Моди воспринял это как личное оскорбление.
Тем не менее, у Индии по-прежнему нет четкого понимания ситуации в Центрально-Восточной Европе. Поэтому продолжается борьба украинских и российских нарративов. У Украины в этом отношении гораздо меньше ресурсов по сравнению с Россией. Однако, по мнению Рао, это можно компенсировать сплоченной работой на различных уровнях.
"Дипломатическое взаимодействие должно продолжаться, конечно. Но я также думаю, что гражданское общество, ученые, конференции, больше общих публикаций и ассоциаций на уровне аналитических центров – все это будет работать", – подчеркнула эксперт.
По ее словам, симпатия к России сохраняется, в основном, среди старшего поколения индийских элит. Новое поколение имеет более прагматичные взгляды.
"Я бы сказала, что Украина должна придерживаться стратегии "Россия плюс один". Это значит, что у вас есть свои связи с Россией, но вы также должны быть открыты для развития связей с Украиной и миром в целом, возможно, стабилизируя восточноевропейский театр безопасности как страна, стремящаяся к миру", – резюмировала Рао.
Более 50 стран Африки имеют очень разнообразные исторические судьбы. Некоторые из них мирно получили независимость, другие завоевали ее в ходе освободительных войн с европейскими метрополиями. Кто-то смог построить работающую экономику и стабильную политическую систему, а кто-то, наоборот, погрузился в бесконечные внутренние конфликты.
Об Украине в Африке упоминали в основном в контексте поставок продовольствия и обучения африканских студентов, и то на уровне экспертов. Широкая общественность знала о существовании Украины так же, как и о других странах Центрально-Восточной Европы, отметил старший цифровой репортер газеты Star из Кении Брайан Орута.
Однако после полномасштабного вторжения России африканскому населению стало необходимо объяснять, почему цены на продукты неожиданно возросли и как это связано с блокадой украинских портов, осуществляемой Россией. Фактически, через эту призму прагматизма Украина до сих пор воспринимается в Африке.
Прагматичный подход африканских стран проявился в июне 2023 года, когда Украину с совместным визитом посетили президенты ЮАР, Замбии, Сенегала, Коморских островов, Уганды, Египта и Республики Конго. Африканские лидеры тогда выдвинули свой вариант мирного плана, который предусматривал заморозку боевых действий, что, по их мнению, должно было решить, в частности, проблемы с поставками украинского продовольствия. Украина, как и ожидалось, отвергла такой подход.
Владимир Зеленский и лидеры стран Африки во время визита в Киев (фото: Виталий Носач РБК-Украина)
Однако в ноябре 2022 года Владимир Зеленский инициировал программу "Grain from Ukraine". Она предполагает прямые закупки украинского зерна и его транспортировку в страны, которым угрожает голод. Зак