euro-pravda.org.ua

Топовые HR-стратегии: как украинский бизнес адаптирует кадровые подходы к современным вызовам.

Во времена войны бизнес выступает не только как средство обеспечения экономической стабильности, но и как важный центр поддержки для своих сотрудников. В условиях неопределенности компании адаптируют свои подходы к управлению персоналом, чтобы обеспечить гибкость, психологическую поддержку, возможности карьерного роста и защиту работников. О лучших HR-практиках, которые уже зарекомендовали себя в сети аптек "Подорожник", "Новой почте" и "Империал Табакко" в Украине, рассказывает специальный проект РБК-Украина.
Топовые HR-стратегии: как украинский бизнес адаптирует кадровые подходы к современным вызовам.

В условиях войны бизнес становится не только средством обеспечения экономической стабильности, но и ключевым источником поддержки для своих сотрудников. В ситуации неопределенности компании адаптируют свои методы управления персоналом для обеспечения гибкости, психологической поддержки, карьерного роста и защиты работников. О лучших HR-практиках, которые уже продемонстрировали свою эффективность в аптечной сети "Подорожник", "Новой почте" и "Империал Табакко" в Украине, рассказывается в специальном проекте РБК-Украина.

Новая Почта: забота о команде на каждом этапе и инвестиции в её развитие

Новая почта является одним из крупнейших работодателей в Украине, в штате компании трудятся 35 000 сотрудников. Каждый год компания получает титул "Лучший работодатель", подтверждая это не только словами, но и реальными действиями. В ответ на вызовы, связанные с войной, Новая почта разработала ряд инициатив, направленных на поддержку своих работников и обеспечение стабильности в команде.

Одним из основных шагов стало создание Штаба SOS — уникальной программы, предоставляющей работникам комплексную поддержку для стабилизации их состояния и помощи их семьям.

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

На сегодняшний день Штаб продолжает свою деятельность и предлагает 8 видов помощи: трудоустройство, медицинская и юридическая поддержка, помощь мобилизованным сотрудникам, психологическая поддержка, бытовая помощь (например, в случае эвакуации), материальная помощь (включая утрату имущества и переезд). За время работы Штаба помощь получила каждый третий сотрудник компании. Кроме того, все работники, независимо от должности и места проживания, обеспечиваются обязательным медицинским страхованием и страхованием жизни, включая сотрудников на испытательном сроке.

Новая почта также оказывает поддержку семьям сотрудников, которые погибли. "Мы предоставляем материальную помощь семьям и финансовую поддержку их детям. Каждый месяц дети погибших сотрудников получают 10 000 гривен до достижения совершеннолетия. Также мы предоставляем гранты на обучение в размере 12 500 долларов. В настоящее время трое детей погибших сотрудников обучаются в вузах на средства компании", — сообщили в Новой почте.

Кроме того, компания сотрудничает со 100 психологами, среди которых есть военные психологи, работающие с мобилизованными, детские и семейные психологи, а также специалисты, помогающие в преодолении психологических травм.

В этом году количество обращений к психологам компании достигло 1000, что вдвое больше, чем в прошлом году. Также компания внедрила новые форматы психологической поддержки — книжные клубы, чаты для общения и поддержки, а также семинары для руководителей на тему эффективной коммуникации с сотрудниками в условиях войны. Готовится к внедрению обязательный учебный курс "Травмофокусированная коммуникация. Поддержка в работе с горем".

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

"Мы понимаем, что люди — это наш главный актив и ключевая ценность бизнеса. Сотрудники, которые получают своевременную помощь в преодолении стресса или травматических переживаний, становятся более сосредоточенными и мотивированными в выполнении своих задач. Такие программы способствуют созданию поддерживающей корпоративной культуры, где каждый чувствует себя ценным и понятным", — говорят в компании.

Для сотрудников, возвращающихся с военной службы, была внедрена программа реинтеграции и адаптации, стартовавшая в июле 2023 года. Она включает расширенное медицинское страхование, физическую и психологическую реабилитацию, возможность смены профессии и другие меры. Из 546 демобилизованных сотрудников 380 уже вернулись к работе в Новой почте.

"Наша цель — чтобы каждый ветеран, желающий работать в Новой почте, нашел здесь свое место. Перед возвращением к работе демобилизованные сотрудники могут взять оплачиваемый отпуск для прохождения реабилитации или проверки состояния здоровья. После этого каждый адаптируется к рабочему процессу индивидуально", — добавляют в компании.

Особое внимание компания уделяет развитию и обучению сотрудников. В Новой почте реализуются программы первичного обучения для новичков, обучения стандартам работы, профессионального развития и Корпоративный университет, где менеджеры среднего и высшего звена повышают свою квалификацию и изучают концепцию LEAN-менеджмента.

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

В компании также действуют программы переквалификации. Например, недавно, совместно с организацией Reskilling Ukraine, 25 женщин получили профессию водителей категории С, что позволяет управлять транспортными средствами весом от 7,5 тонны.

Сейчас с аналогичной инициативой к компании обратилось Министерство инфраструктуры. После обучения по программе министерства женщинам будет предложена работа в Новой почте. В целом, в 2023 году корпоративное обучение прошли 16,5 тысяч сотрудников Новой почты.

Сеть аптек "Подорожник": с заботой о работниках и рост молодых специалистов

"Подорожник" — одна из крупнейших аптечных сетей в Украине, насчитывающая более 2 100 отделений. В начале полномасштабного вторжения компания поддерживала активную связь с сотрудниками, чтобы понимать их обстоятельства и предоставлять необходимую помощь. Некоторые сотрудники были вынуждены переехать в более безопасные регионы, и компания поддерживала их, обеспечивая рабочими местами и необходимой помощью.

Около 50 сотрудников "Подорожника" с февраля 2022 года присоединились к Силам обороны Украины. Компания поддерживает мобилизованных сотрудников, обрабатывая запросы на помощь, такие как автомобили для службы, амуниция или медикаменты, в приоритетном порядке.

В компании подчеркивают, что такая поддержка является важной частью их обязательств перед сотрудниками. Учитывая, что более 80% сотрудников "Подорожника" — это женщины, многие из которых имеют близких, защищающих Украину, компания получает многочисленные запросы от их семей и максимально помогает защитникам всем необходимым. В компании отмечают, что постоянно совершенствуют внутренние процессы, чтобы оперативно реагировать на новые вызовы.

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

Еще одним направлением поддержки с начала войны стало обеспечение психологической помощи для команды. В частности, для руководителей были организованы воркшопы в сотрудничестве с психологами проекта "Мое Коло". Более 115 руководителей со всей страны приняли участие в этих воркшопах. Во время мероприятий обсуждались эффективная коммуникация с подчинёнными, способы их поддержки и помощи в сложных ситуациях. Воркшопы включали практические упражнения, что позволило закрепить полученные знания на практике.

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

"Подорожник" уделяет большое внимание профессиональному развитию своих сотрудников. В 2024 году компания запустила первую в Украине учебную аптеку, которая стала центром для повышения квалификации работников и обучения молодых специалистов.

"Мы гордимся нашим проектом "Учебная аптека "Подорожник" — первой подобной инициативой в Украине. Она открыта для обучения и практики молодых специалистов, а также для повышения квалификации сотрудников, которые уже являются частью нашей команды. Учебная аптека создана с акцентом на клиента — фармацевты здесь осваивают лучшие стандарты сервиса и совершенствуют свои знания", — подчеркивают в компании.

Благодаря этой инициативе новые сотрудники могут быстро адаптироваться, что сокращает период вхождения в работу до трех месяцев. Уровень удовлетворенности клиентов также увеличился, а операционная эффективность компании достигла высоких показателей.

Лучшие HR-практики. Как бизнес в Украине адаптирует кадровые стратегии к современным вызовам

Аналогичные программы разработаны и для менеджеров, стремящихся занять региональные руководящие позиции. В частности, для фармацевтов, переходящих на должность заведующего, создана "Школа заведующего аптекой" для быстрого освоения новых управленческих навыков. "Школа регионального директора" помогает менеджерам приобрести необходимые для руководящих должностей компетенции. Также действует программа "Твой старт", которая предоставляет новичкам возможность пройти интенсивное офлайн-обучение, включая практические задания и поддержку наставников.

Образовательная платформа "Подорожник" — это инновационная онлайн-платформа, позволяющая сотрудникам учиться в удобное для них время. Она включает доступ к учебным материалам, видеоурокам, тестам и полезным статьям. Сотрудники могут отслеживать свой прогресс, получать обратную связь от наставников и обменивать накопленные баллы на приятные бонусы.</