С 1996 года по всему миру было продано более 7 миллионов автомобилей Skoda Octavia четырех поколений. Последняя версия была представлена в 2019 году, и в 2024 году пришло время для планового рестайлинга. Журналисты РБК-Украина, проводя тест-драйв, выяснили, что изменилось у европейского бестселлера и какие новые качества приобрел чешский автомобиль.
С первого взгляда на автомобиль становится очевидно, что основным внешним отличием нашего тестового автомобиля по сравнению с предшественниками являются фары, в которых секции ходовых огней теперь имеют не L-образную, а Г-образную форму. Хотя Octavia по-прежнему оснащена двумя фарами, секции, расположенные у радиаторной решетки, по форме теперь напоминают "четырехглазую" рестайлинговую модель предыдущего поколения A7.
За дополнительную плату доступна адаптивная матричная светотехника второго поколения с двумя LED-модулями. На тестовом автомобиле установлены обычные "диоды". Отдельных противотуманок теперь нет – их функцию выполняют элементы головного света, часть из которых меняет направление светового потока.
Задние фонари теперь полностью светодиодные уже в базовой комплектации. На тестовом автомобиле появилась интересная опция, которая встречается на "Октавии" впервые – это модная анимация приветствия и прощания, выполненная в оптике на корме. Конечно, в случае утилитарной Octavia такие функции доступны только за дополнительную плату.
Также изменились бамперы, в результате чего лифтбек стал длиннее на 9 мм, теперь его длина составляет 4698 мм. На выбор предлагается десять цветовых вариантов кузова, а колеса теперь доступны большего размера – от 16 до 19 дюймов. В целом, дизайнеры решили не менять успешный и до сих пор "свежий" внешний вид автомобиля.
Компания отмечает, что бренд взял курс на "экологизацию" и использование вторично переработанных материалов. Единственным заметным "переработанным" элементом вне салона автомобиля является фирменный скребок, который крепится к люку бензобака с внутренней стороны. "Шкодоводы" со стажем помнят, что раньше он был ярко-зеленого цвета и полупрозрачным. Теперь он блекло-серый. Хотя этот предмет очень полезен, когда спешишь и не хочешь ждать, пока обогрев стекла и зеркал выполнит свою работу.
Интерьер чешского лифтбека почти не изменился, но обновленная Skoda Octavia лишилась важного классического элемента – аналоговых приборов. Даже в базовой комплектации стандартное оборудование включает 10-дюймовые экраны цифровой панели приборов и медиасистемы.
Головное устройство получило голосового помощника с искусственным интеллектом ChatGPT. Выяснилось, что встроенный помощник не всегда понимает команды, которые ему предлагают выполнить. Двухзонный климат-контроль также не требует доплаты, в отличие от нового 13-дюймового мультимедийного экрана.
Среди новых интересных опций – беспроводная зарядка и порты USB-C на 45 Вт, через которые можно подзаряжать ноутбуки и другие мощные устройства. Всего для обновленного семейства предлагается девять вариантов оформления и отделки интерьера. В интерьере также большинство материалов строго экологичны: переработанная ткань, искусственная кожа и пластик.
В общем, еще 5 лет назад с выходом четвертого поколения автомобиля инженеры чешского бренда нашли баланс между эргономикой и комфортом, и с обновлением пытались его сохранить. Ведь даже на дальних поездках стало очевидно, что при продуманной форме спинки достаточно "валика" поясной поддержки, чтобы комфортно устроиться за рулем и не делать вынужденных остановок каждый час.
Конечно, нельзя не упомянуть о современных, но не очень удобных настройках микроклимата в салоне. Ситуацию немного спасают "горячие" клавиши и отдельная физическая кнопка меню, которая выводит на главный экран все "температурные" функции.
Самый большой в классе багажник – это фирменная ценность Octavia с первого поколения и до сегодняшнего дня. В просторное отделение за спинками второго ряда поместится до 600 литров вещей. Если сложить задние сиденья, получится грузовой отсек объемом 1555 литров с удобным ровным полом для погрузки. Под полом нашлось место для полноразмерного запасного колеса.
0
Герой нашего теста оснащен 1,5-литровым бензиновым турбомотором с технологией TSI мощностью 150 л.с. и максимальным крутящим моментом в 250 Нм. В паре с ним работает семиступенчатая "роботизированная" коробка DSG, совмещенная с 48-вольтовым стартер-генератором с ременным приводом и литий-ионной батареей. Интересно, что для этого же двигателя с механической коробкой гибридная версия не предлагается. По словам представителей чешского бренда, электромотор может помогать бензиновому в первые секунды разгона и запускать двигатель, а обещанная экономия топлива составляет до 10% по циклу WLTP.
1
На самом деле заметить работу гибридной системы очень сложно. Разве что при активированной системе "Старт-стоп" автомобиль запускается более плавно, а вот на показателях бортового компьютера инновация заметна с первых километров.
Если двигаться по трассе с активированным круиз-контролем на 120 км/ч, автомобиль даже на зимней резине легко укладывается в 6,2-6,3 литра на 100 км пробега. Чем не "дизельный" аппетит? Уверен, что на "летней" резине этот показатель был бы еще на 200-300 грамм скромнее на каждые пройденные 100 км. По городу красная Octavia в наших руках расходовала не более 7,5-8 литров, что тоже довольно неплохо.
Хотя автомобиль и не спортивный, но пару слов о динамике стоит сказать. При быстром разгоне коробка DSG стремится переключаться на более высокие передачи быстрее в погоне за экономией топлива и с достаточным крутящим моментом от двигателя реже снижает передачи при разгонах. Однако при замедлении на низших скоростях этот автомат может немного запаздывать с переключениями на пониженную передачу, а затем делает это с некоторой неловкостью.
2
Комфорт на мелких неровностях не идеален, но очень эластичен, даже со стандартной пассивной подвеской. Задняя часть с торсионной балкой отлично выполняет свою функцию, но ей все же не хватает характера, присущего многорычажной конструкции – особенно на неровных покрытиях и при более энергичном управлении.
По сравнению с предшественником Octavia легче и мягче входит в повороты. Рулевое управление с электроусилителем выглядит более естественно, чем раньше, что делает его более приятным для маневров в поворотах, в отличие от искусственного веса, который некоторые производители добавляют в такие настройки.
3
На украинском рынке Skoda Octavia доступна в трех версиях: Essence, Selection и Sportline. Базовой для модели является 1,4-литровый бензиновый турбомотор на 150 сил, с которым может работать 6-ступенчатая механическая коробка или "автомат" на 8 передач. Цены на машину с таким мотором начинаются от 1 092 862 гривен. Тестовый автомобиль с мотором 1,