euro-pravda.org.ua

"Тысяча Зеленского" и налоговые изменения: как избежать популизма в условиях войны.

С 1 декабря граждане Украины смогут зарегистрироваться для получения "президентской тысячи". В то же время, с этой же даты в стране увеличиваются налоги. Ситуация выглядит так, будто государство одной рукой забирает деньги у граждан, а другой – раздает их. Насколько это соответствует действительности, выяснял финансовый редактор РБК-Украина Руслан Кисляк.
"Тысяча Зеленского" и налоговые изменения: как избежать популизма в условиях войны.

С 1 декабря украинцы могут начать регистрацию для получения "президентской тысячи". Также с 1 декабря в Украине увеличиваются налоги. Похоже, что государство одной рукой забирает деньги у граждан, а другой раздает всем деньги. Так ли это на самом деле – выяснял финансовый редактор РБК-Украина Руслан Кисляк.

О социальной щедрости и ее стоимости

С 1 декабря украинцы имеют возможность получить единовременное пособие от государства в размере 1 тыс. гривен. Однако, эти деньги могут получить только те, кто находится на территории Украины, за исключением временно оккупированных районов. Заявление необходимо подать в период с декабря 2024 по январь 2025 года. Полученные средства могут быть использованы до 31 декабря 2025 года. Деньги можно расходовать на те же цели, что и средства, выделенные в рамках государственной программы "Национальный кэшбек". В частности, их можно использовать для покупки военных облигаций внутреннего государственного займа или для пожертвований на армию. РБК-Украина уже сообщало о том, как подать заявление, когда и как получить средства и на что именно их можно потратить.

Эта денежная помощь носит символическое название "Зимняя поддержка" и предоставляется в рамках Всеукраинской экономической платформы "Сделано в Украине". Бюджет программы составляет 5 млрд гривен до конца текущего года и 10 млрд – в следующем, что позволяет сделать вывод, что государство явно не рассчитывает на то, что по тысяче гривен действительно получит каждый украинец. Тем не менее, 15 млрд гривен – это достаточно значительная сумма для бюджета, которую государство должно найти параллельно с поиском 500 млрд гривен, которых на начало осени не хватало для финансирования сил обороны.

15 млрд гривен – это почти вдвое больше, чем могут принести в бюджет к концу текущего года увеличенные с 1 декабря налоги.

Еще 3 млрд гривен с начала осени до конца года обойдется государству программа стимулирования спроса на продукцию национальных производителей "Национальный кэшбек". Эта программа, безусловно, имеет потенциально положительное влияние на отечественную экономику, однако ее эффективность, по мнению многих экспертов, остается под вопросом. По крайней мере, во время войны эти деньги могли бы быть направлены на более адресную помощь тем, кто в ней нуждается.

Тем более удивительно выглядит этот "праздник популизма" на фоне более чем полугодовой эпопеи с попытками властей найти средства для финансирования упомянутого дефицита в 500 млрд гривен для нужд сил обороны. Из-за задержек с поступлением военной помощи от США в начале текущего года украинское правительство было вынуждено финансировать текущие военные нужды за счет расходов будущих периодов. В результате, на начало осени военным не хватало средств для выплаты зарплат.

"Тысяча Зеленского" и повышение налогов: как избежать популизма во время войныДеньги на оборону Украина вынуждена искать из внутренних источников (фото: Getty Images)

Было решено взять деньги из трех основных источников. Около 70 млрд гривен внеплановых средств бюджет получил благодаря экономии расходов по обслуживанию внешних долгов более чем на 20 млрд долларов после успешной реструктуризации летом. Еще около 300 млрд гривен должны были поступить в бюджет от коммерческих банков через добровольно-принудительный выкуп ОВГЗ. А около 140 млрд гривен правительство планировало получить от повышения налогов, включая повышение ставки военного сбора и введение его для ФЛП, а также 50% налога на сверхприбыли банков "задним числом" за 2024 год.

Развернувшаяся борьба на правительственно-парламентском уровне с активным вовлечением бизнеса и экспертного сообщества в принятие так называемого "ресурсного" законопроекта (№11461-д) подчеркивает, что государству крайне нужны деньги. Поэтому странными выглядят и продолжают выглядеть инициативы властей раздавать деньги всем украинцам, не учитывая реальные потребности отдельных групп населения. Особенно если учесть, что 1 тыс. гривен каждому украинцу в рамках программы "Зимняя поддержка" предполагается взять из фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Похоже, что раздать деньги всем украинцам – богатым и бедным, бизнесменам и пенсионерам, ВПЛ и маленьким детям – хотят за счет тех, кто потерял работу.

Вместе с тем, финал эпопеи вокруг законопроекта о повышении налогов также выглядит странно. Принятый парламентом 10 октября закон, который после ряда правок (значительно уменьшивших его фискальную ценность) предусматривал дополнительные налоговые поступления до конца года в размере около 30 млрд гривен, пролежал без подписи президента более полутора месяцев. В результате подписанный президентом 28 ноября закон вступил в силу с 1 декабря и должен обеспечить до конца года дополнительные налоговые поступления на сумму около 8 млрд гривен.

О финансировании социальных инициатив и немного о войне

Тот факт, что народные депутаты в результате одобрили закон, который почти в пять раз уменьшил потенциальные дополнительные поступления в бюджет от налогов по сравнению с тем, что изначально планировал Минфин, а президент, затянув с подписанием закона, уменьшил его фискальную ценность еще почти в четыре раза, – говорит о том, что на каком-то этапе критическая потребность в этих деньгах отпала. Эксперты, опрошенные РБК-Украина, сходятся во мнении, что, вероятнее всего, это произошло из-за того, что прояснились перспективы получения Украиной средств от стран "Большой семерки" на общую сумму в 50 млрд долларов под залог замороженных активов Центробанка РФ.

О том, что с финансированием текущих и будущих потребностей Украины за счет средств внешних партнеров все в порядке, свидетельствует и ответ Министерства финансов на запрос редакции.

По данным Минфина, по состоянию на 14 ноября внешнее финансирование Украины с начала года составляет 27,2 млрд долларов, из которых гранты – почти 8 млрд долларов. Это позволяет в полном объеме финансировать пенсии, расходы на здравоохранение, образование, восстановление инфраструктуры и преодоление последствий войны.

Крупнейшим донором Украины в 2024 году является Европейский Союз, который с начала года выделил около 12,1 млрд долларов в рамках инструмента Ukraine Facility. До конца текущего года Украина рассчитывает привлечь еще 4 млрд евро от ЕС.

Соединенные Штаты Америки являются самым крупным донором в 2024 году среди стран мира – с начала года Украина привлекла около 5,2 млрд долларов.

"Сотрудничество с МВФ также имеет важное значение для поддержки финансовой стабильности страны и мобилизации средств на приоритетные бюджетные расходы. В 2024 году финансирование от Фонда достигло почти 4,2 млрд долларов. В настоящее время продолжаются обсуждения на уровне персонала относительно шестого пересмотра Программы МВФ Extended Fund Facility, успешное завершение которого откроет путь к получению 1,1 млрд долларов к концу текущего года", – отмечают в министерстве в ответ на запрос РБК-Украина.

С начала полномасштабного вторжения общая сумма привлеченной прямой бюджетной поддержки от международных партнеров составляет около 100,8 млрд долларов.

При этом Минфин Украины продолжает активно вести диалог с партнерами и реализовывать совместные инициативы с донорами по мобилизации необходимого финансирования.

"Тысяча Зеленского" и повышение налогов: как избежать популизма во время войныМеждународные партнеры активно помогают Украине деньгами. На фото Сергей Марченко (источник: kmu.gov.ua)

В Минфине уверяют, что до конца текущего года партнеры направят поддержку Украине в