Государственный монополист в области железнодорожного транспорта, выполняющий важные социальные и экономические функции, из года в год сталкивается с одной и той же проблемой – миллиардными убытками. Руководство решает эту задачу традиционным способом – увеличивая тарифы на грузовые перевозки, так как это единственное направление, приносящее прибыль. Однако это – пиление ветки, на которой сидит компания. Есть ли альтернатива – подробнее в статье.
"Укрзализныця" – одна из крупнейших компаний Украины, поэтому ее бюджет вызывает как минимум уважение. Согласно финансовому плану прошлого года, доход УЗ был запланирован на уровне более 103 миллиардов гривен, из которых 98 миллиардов – чистый доход от реализации работ, товаров и услуг. Основная часть этого дохода поступает от грузовых перевозок – именно эта услуга должна была принести более 80 миллиардов.
Тем не менее, расходы компании тоже значительные – 116 млрд грн в прошлом году, и половина этих средств уходит на зарплаты сотрудников. Также необходимо закупить топливо, оплатить коммунальные услуги, инвестировать в ремонты техники и путей, а также в множество других статей, обеспечивающих функционирование этой внушительной структуры.
В условиях постоянного роста цен сохранять эффективность становится все сложнее. Именно так в "Укрзализныце" объяснили свое решение повысить тариф на основной источник дохода – грузовые перевозки – сразу на 37%.
"С момента последнего пересмотра тарифов на грузовые перевозки, цены на электроэнергию выросли на 166%, дизель – на 110%, запчасти для тепловозов – на 217%, запчасти для электровозов – на 22%, подшипники – на 37%, колеса цельнокатаные – на 20% и т.д.", – заявили в УЗ.
Также было отмечено, что в период, когда тарифы на перевозки оставались неизменными, индекс цен производителей промышленной продукции вырос до 176,4%. Это означает, что они могут платить больше за перевозку.
Представители бизнеса, как и ожидалось, выступили против повышения тарифов: к критике присоединились даже Европейская бизнес ассоциация и Американская торговая палата в Украине.
Аргументы "Укрзализныцы" бизнес считает нелогичными, ведь в начале войны, в 2022 году, компания одномоментно увеличила тариф на грузовые перевозки на рекордные 70%, в то время как производители промышленной продукции свои цены не поднимали. Кроме того, часто промышленные индексы даже снижаются – но история не знает случаев, когда УЗ после такого снижала тарифы на перевозки.
Помимо критики, представители бизнес-сообщества делают конкретные прогнозы. Так, металлургическое предприятие с иностранными инвестициями "АрселорМиттал Кривой Рог" заявило, что в случае повышения тарифов на железнодороге будет вынуждено сокращать производство и увольнять работников. По словам генерального директора Марио Лонгобарго, это может привести к социальной катастрофе и спровоцировать дальнейшую миграцию украинцев.
Аграрии, в свою очередь, заявили о дальнейшем росте цен на свою продукцию в случае увеличения грузовых тарифов. А строительная ассоциация предупредила о подорожании всех стройматериалов.
Эксперты уверены, что это возможно. Однако для этого необходимо решить системные проблемы компании, среди которых одной из ключевых является коррупция. В течение первого полугодия прошлого года, НАБУ и САП арестовали около 350 млн грн у лиц, подозреваемых в коррупции в "Укрзализныце".
Компания даже создала отдельный "антикоррупционный офис", но отчет о проделанной работе пока отсутствует. Тем временем, по оценкам силовиков, только из-за махинаций на закупках УЗ теряет миллиарды гривен ежегодно.
Второй проблемой является убыточность пассажирских перевозок: в 2025 году, по прогнозам, эти убытки достигнут 20 миллиардов гривен, и их УЗ должна покрыть за свой счет. Таким образом, государство, которое должно регулировать деятельность компании и обеспечивать ее эффективность, собственноручно загоняет УЗ в убытки, возложив на нее функцию перевозки льготных категорий пассажиров. Для решения этой проблемы необходимо хотя бы монетизировать льготы, как это было сделано на рынке коммунальных услуг. В идеале – разработать механизмы отмены субсидирования, ведь самофинансирование является важной нормой европейского законодательства, в которое интегрируется Украина.
Еще одной проблемой для "Укрзализныцы" является конкуренция с автомобильным транспортом. Если еще пять лет назад Укрзализныця перевозила 60-70% всех украинских грузов, то сейчас ее доля упала до 40%. В то же время доля автомобильных грузовых перевозок возросла до 55%, сообщают в Федерации работодателей транспорта.
Для "Укрзализныцы" это тревожный сигнал, так как дальнейшее повышение тарифов может привести к тому, что еще больше грузоотправителей перейдут на автотранспорт. Для УЗ это означает потерю клиентской базы и доходов. А для украинцев – увеличение ям на дорогах, ведь большинство автомобилей перегружены, нарушая нормы и разрушая дорожное покрытие.
Таким образом, формируется замкнутый круг: УЗ повышает тарифы, грузоотправители отказываются от ее услуг и переходят на автотранспорт, объем грузов у железной дороги уменьшается, доходы падают, и единственный вариант, к которому вновь прибегает УЗ – очередное повышение тарифа. Решение проблем с коррупцией и отказ от перекрестного субсидирования поможет компании наконец разорвать этот круг.
Согласно европейскому законодательству, которое было имплементировано в нашей стране, "Укрзализныця" должна быть реформирована путем анбандлинга. То есть, громоздкая структура будет разделена на три компании, каждая из которых будет эффективна в своей области: инфраструктурную, пассажирскую и грузовую.
Также должна быть создана Национальная комиссия по регулированию транспорта, аналог НКРЭКУ, которая будет анализировать экономическую целесообразность транспортных тарифов в Украине.
Тем не менее, эта процедура до сих пор не была начата. В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о железнодорожном транспорте от Кабмина, также ожидается представление альтернативного проекта от депутатов. Когда состоится голосование и какой документ будет принят, пока неясно.
Пока новые законодательные нормы отсутствуют, бизнес-ассоциации настойчиво просят Кабинет министров взять под контроль "Укрзализныцю" и обеспечить объективное тарифное регулирование через дискуссии с бизнесом, который испытывает серьезные потери из-за войны. По официальным данным, больше всего от боевых действий, минирований и разрушений пострадали металлургическая и аграрная отрасли. По совпадению, именно эти отрасли обеспечивают "Укрзализныце" почти 80% ее доходов от перевозок: сейчас они нуждаются в поддержке от государства и сохранении железнодорожных тарифов на текущем уровне.