В Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который предполагает введение налогообложения на посылки из-за границы, вне зависимости от их стоимости. Инициатором выступил председатель профильного комитета ВРУ Даниил Гетманцев.
Гетманцев поясняет, что идея возникла по запросу нескольких бизнес-ассоциаций, среди которых Американская торговая палата (ACC), Европейская Бизнес Ассоциация (EBA), Федерация работодателей Украины (ФРУ) и другие. По его словам, цель законопроекта — улучшение прозрачности импорта, адаптация к европейским стандартам и поддержка украинских предпринимателей.
Но действительно ли Украина готова к таким изменениям, и как они отразятся на гражданах и работе таможни? Подробнее — в материале РБК-Украина.
В настоящее время пошлина в размере 10% и НДС в 20% взимаются на посылки стоимостью свыше 150 евро (на часть, превышающую эту сумму).
Основное изменение, которое предлагается, — введение НДС на товары из иностранных интернет-магазинов независимо от их стоимости. На сумму свыше 150 евро также будет начисляться пошлина.
Кроме того, планируется ввести НДС на обычные посылки от физического лица к физическому лицу, стоимость которых превышает 45 евро. То есть, если, к примеру, родственник или знакомый за границей отправляет вам посылку на сумму более 45 евро, придется уплатить +20% НДС.
Кроме того, законопроекты предлагают упростить администрирование НДС и ускорить процесс оформления посылок на таможне. Для этого вводится возможность уплаты НДС непосредственно поставщиком товаров или маркетплейсом.
Для упрощения администрирования предлагается внедрить систему, аналогичную европейскому механизму IOSS, которая позволяет уплачивать НДС непосредственно поставщиком товаров или платформой.
IOSS позволяет иностранным компаниям, продающим товары в Европейский Союз, регистрироваться в единой точке (one-stop shop) для подачи деклараций и уплаты НДС за товары, поступающие к потребителям в страны ЕС. Товары, продаваемые через маркетплейсы или компании-поставщики, облагаются НДС по ставкам, установленным в стране покупателя.
Продавцы могут зарегистрироваться в едином реестре и подавать декларации, уплачивая налоги в одном месте, вместо того чтобы делать это в каждой отдельной стране ЕС. Это значительно упрощает администрирование, снижает бюрократические барьеры и улучшает контроль за транзакциями. НДС взимается до того, как товар попадает к конечному потребителю.
Однако стоит отметить, что в ЕС система IOSS является добровольной, и ее внедрение происходило постепенно. Работа над ее запуском длилась много лет, а консультации и торги между странами-членами продолжаются до сих пор. Обязательное применение этой платформы ожидается только к 2027 году, при условии достижения консенсуса между всеми 27 странами-членами. До этого времени система остается опциональной, и далеко не все участники рынка ее используют.
Это означает, что успешный опыт ЕС по внедрению системы IOSS как эффективного механизма администрирования налогов и сборов еще не завершен. Система находится в стадии доработки и адаптации, и ее текущий функционал нельзя считать окончательным или идеальным. Таким образом, ссылка на европейский опыт в этом контексте может быть манипулятивной.
Подобную инициативу активно поддерживают не только бизнес-ассоциации, но и в Кабинете министров. Так, ранее министр финансов Сергей Марченко заявил, что за год без обложения таможенными платежами ввезено 51,5 млн штук международных почтовых отправлений.
По мнению министра, проблема заключается в том, что никто не знает, сколько реально товаров находится внутри каждой из 51,5 млн посылок.
По его словам, в Украине практически вся интернет-торговля и электронная коммерция находятся в "тени". "Условно говоря, в пределах лимита 150 евро необлагаемой стоимости товара у нас завозят все", — отметил министр.
Тем не менее, основная проблема заключается в том, как проверить такой объем посылок и сможет ли таможня справиться с этой задачей.
Новые требования значительно увеличат объем работы таможни. Даже базовый осмотр и оценка стоимости товаров сейчас почти невозможны из-за ограниченных ресурсов Гостаможслужбы.
По словам коллеги Гетманцева по налоговому комитету ВР, народного депутата Ярослава Железняка, в 2023 году в Украину из 51,9 миллиона посылок только 468 тысяч имели стоимость более 150 евро, то есть менее 1% посылок подлежали растаможке. Если таможня начнет обрабатывать все посылки, это создаст серьезный коллапс в системе.
"Таможенные органы и почтовые операторы просто не будут готовы к такому объему работы, что приведет к значительным задержкам в доставке. Учитывая предыдущий опыт с другими таможенными реформами, очень важно, чтобы этот процесс вводился постепенно и с учетом реальных возможностей инфраструктуры", — убежден Железняк.
Экс-глава Государственной таможенной службы Максим Нефедов также подчеркивает, что таможенная инфраструктура сегодня не способна справиться с нагрузкой, которая возникнет в случае введения нового налога. Поэтому вместо привычных нескольких дней клиенты будут ждать свои заказы несколько недель или даже месяцев. "У таможни нет физической возможности обработать этот объем, исходя из состояния таможенной инфраструктуры. Если увеличить нагрузку на таможенников в 25 раз, то не проверять будут в 25 раз больше. Ничего не изменится", — отмечает он.
Вместе с тем он указывает на сложность и неэффективность действующих процедур уплаты НДС и пошлины. Нынешние схемы, такие как использование "подарков" между физическими лицами, активно используются для обхода налогов, и дополнительное налогообложение может только усугубить эту ситуацию. Таким образом, вместо решения проблемы мы создадим ее еще больше.
Украинцы активно используют международные платформы для покупки доступных товаров. Введение налога на все посылки может существенно сказаться на их бюджете. Например, для многих семей заказ одежды, техники или других товаров из-за границы является возможностью сэкономить, особенно на фоне высоких внутренних цен.
Налог может не только увеличить стоимость товаров, но и снизить доступность определенных категорий продукции. Вместо стимуляции внутреннего производства это может привести к еще большей финансовой нагрузке на потребителей.
В этих условиях, по мнению экономиста Алексея Куща, власти должны максимально упростить режим почтовых отправлений, тем самым стимулируя развитие почтовых и логистических компаний. "Зачем начислять пошлину и НДС на посылку стоимостью от 1 доллара с AliExpress, если это потребует огромных затрат на администрирование этих налогов? Потеряется всякий смысл повышения налогов, ведь дополнительных поступлений не будет — сбор и администрирование таких налогов будут стоить дороже, чем сама дополнительная сумма сборов. В этом нет никакой логики", — считает эксперт.
По мнению президента Meest Group Ростислава Кисиля, данная инициатива может привести к снижению количества международных посылок минимум на 30-50%, а расходы на администрирование вырастут в несколько раз. Некоторые международные игроки вообще могут отказаться от выхода на рынок Украины.
"Но самое плохое то, что такие инициативы, кажется, созданы для увеличения поступлений в бюджет, а на самом деле приведут к росту контрабанды. Я уже вижу, как снова активизируются "серые" схемы с микроавтобусами на границе. Вместо прозрачных почтовых отправлений с полным отслеживанием, товары будут везти в багажниках без всякого контроля", — отметил Кисиль.