Сотрудники кафедры научных основ экстремальной психологии МГППУ Татьяна Березина и Татьяна Финогенова провели анализ угроз, влияющих на психологическое благополучие учащихся в средних школах США. В рамках своего исследования они осуществили метаанализ 100 публикаций, выделяя те материалы, которые касались различных аспектов безопасности образовательной среды. Результаты их работы опубликованы в научном журнале «Современная зарубежная психология».
«Современные исследования показывают, что угрозы безопасности в американских школах проявляются в различных формах», — подчеркивает преподаватель факультета «Экстремальная психология» Татьяна Финогенова. По итогам метаанализа одной из основных проблем является насилие, которое может проявляться в различных формах — от физического и сексуального до кибернасилия и насилия с использованием огнестрельного оружия. Это наносит значительный вред как физическому, так и психологическому здоровью детей и подростков, создавая атмосферу уязвимости и страха не только у жертв, но и у всех участников образовательного процесса.
К факторам риска, способствующим насилию, относятся межрасовая дискриминация, нетрадиционная сексуальная ориентация и проблемы со здоровьем. Представители меньшинств часто становятся целями для насильников, что создает замкнутый круг: жертвы насилия могут сами стать агрессорами, особенно это касается молодежи из «цветных» сообществ. Если они воспринимают школу как опасное место, это может привести к тому, что они будут приходить в учебное заведение с оружием.
Также важный аспект — профессиональное выгорание учителей, которое негативно сказывается на атмосфере в школе. «Мы обнаружили, что психологическое благополучие в школах — это проблема не только для детей, но и для педагогов. Выгорание учителей может негативно отразиться на всей образовательной среде», — отмечает профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Татьяна Березина. Ухудшение эмоционального состояния учителей может привести к снижению качества обучения и созданию неблагоприятной образовательной среды.
Объективные факторы, такие как законодательство и наличие структур безопасности, а также субъективные аспекты, включая культурные особенности страны, требуют комплексного подхода к решению проблемы. Одним из эффективных методов является трехмерная концептуальная модель: усиление физических, процедурных и психологических мер для повышения безопасности в школах.
Эта модель включает в себя: тренировки по реагированию на различные угрожающие ситуации, обучение правилам техники безопасности, привлечение школьных инспекторов, проверки шкафчиков и разработка четких и справедливых правил, обучение выявлению, пониманию, прогнозированию и предотвращению насильственных действий со стороны других лиц, введение системы анонимного оповещения и оценки угроз. Данная модель пока внедряется только в некоторых учебных заведениях, поэтому, по мнению Татьяны Березиной, ее долгосрочные результаты еще предстоит оценить.
«Перенимая опыт других стран, важно учитывать культурные и социальные особенности российского населения», — подчеркнула доцент Финансового университета при Правительстве России Маргарита Симонова. В России безопасность достигается через создание безопасной инфраструктуры, строгий контроль доступа в школы и программы по профилактике насилия. Однако не все регионы применяют эти меры должным образом.
Адаптация некоторых американских подходов может помочь решить проблемы безопасности в российских школах. Например, сотрудничество с правоохранительными органами, привлечение школьных инспекторов и внедрение системы анонимного оповещения могут значительно повысить уровень безопасности. Комплексный подход к обеспечению безопасной среды в школе должен включать как физическую защиту, так и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса.