euro-pravda.org.ua

Создана методика для оценки настойчивости среди подростков.

Исследователи из МГППУ протестировали новую методику, названную «Шкала настойчивости», которая предназначена для оценки уровня настойчивости у подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Настойчивость является важным фактором, способствующим успеху в учебной деятельности и преодолению различных трудностей. Данная методика может быть применена как для индивидуальных исследований, так и в практике психологической помощи подросткам.
Создана методика для оценки настойчивости среди подростков.

Исследователи МГППУ Мария Одинцова и Наталия Радчикова протестировали методику «Шкала настойчивости», ориентированную на подростков. Основной целью данного исследования стало оценивание многоаспектности этой шкалы, которая включает три ключевые категории: настойчивость в достижении целей, настойчивость в преодолении трудностей и неуместная настойчивость. Результаты работы опубликованы в научном журнале «Психологическая наука и образование».

«Настойчивость — это важный личностный ресурс, который способствует не только академическим успехам, но и общей устойчивости к стрессовым ситуациям. Подростки с высоким уровнем настойчивости показывают лучшие учебные результаты и более высокую удовлетворенность жизнью. Разработанная шкала позволяет выявить уровни настойчивости и определить области для дальнейшего развития среди молодежи», — подчеркивает Наталия Радчикова, кандидат психологических наук и ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ.

В исследовании участвовали около двух тысяч подростков в возрасте от 12 до 18 лет из различных регионов России, которые были разделены на три возрастные группы: 12-13, 14-15 и 16-18 лет. Для анализа использовались методы конфирматорного факторного анализа, который подтвердил адекватность трехфакторной модели шкалы.

Исходная версия «Шкалы настойчивости» состояла из 20 пунктов, однако в процессе исследования было установлено, что можно выделить только три субшкалы. Эти субшкалы включают: настойчивость в достижении целей, настойчивость в преодолении трудностей и неуместную настойчивость. Анализ показал, что «Устойчивость интересов» и «Настойчивость в достижении успеха» не выделились в отдельные субшкалы, что может быть связано с культурными особенностями восприятия успеха среди российских подростков.

Конфирматорный факторный анализ подтвердил хорошее соответствие трехфакторной модели с данными, внутренняя согласованность всех субшкал была оценена как хорошая. Корреляционный анализ продемонстрировал ожидаемые связи между субшкалами настойчивости и методиками «Шкала удовлетворенности жизнью» и «Многомерная шкала школьной вовлеченности», что подтверждает валидность разработанной шкалы. Кроме того, анализ различий по полу и возрасту не выявил статистически значимых различий, что указывает на инвариантность структуры Шкалы настойчивости относительно этих факторов.

Результаты исследования подчеркивают важность создания новой Шкалы как инструмента для оценки настойчивости — ключевого личностного ресурса у подростков. Апробированная методика может быть использована для индивидуальных исследований и в практике психологической помощи подросткам.