Результаты исследования ученых опубликованы в журнале «Организационная психология». Полученные данные могут помочь руководителям уменьшить текучесть кадров и повысить мотивацию сотрудников, считают авторы исследования, среди которых ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Сеченовского Университета Анастасия Кот.
В исследовании приняли участие 60 ИТ-специалистов – разработчики, аналитики и лидеры команд. Анализ оценок востребованности в профессии и основных характеристик работы показал, что в целом ИТ-специалисты чувствуют себя востребованными (73 процента) и планируют развиваться в профессии (81 процент). Респонденты отметили, что их работа связана с постоянным взаимодействием с коллегами, заказчиками и руководителем (86 процентов) и жесткими сроками выполнения задач (63 процента).
Выгорание у работников данной сферы находится на среднем уровне по сравнению с другими профессиями. Чаще всего оно возникает из-за хронического стресса и эмоционального истощения, которые усугубляются заниженной оценкой своих навыков и трудностями во взаимодействии с другими людьми, включая коллег и заказчиков.
Анализ стресс-факторов выявил, что основными источниками стресса и напряжения в работе являются ситуации, связанные с коммуникацией с коллегами (встречи, конфликты, языковой барьер) – 46,7 процента респондентов; жесткие сроки и скорость выполнения задач — 41,6 процента; многозадачность, необходимость выполнять несколько задач одновременно и неясность предъявляемых к ним требований — 35 процентов опрошенных.
Тем не менее, результаты не так однозначны. Несмотря на то, что частое общение с коллегами и жесткие сроки приводят к стрессам, наибольшее количество коммуникаций и строгих дедлайнов наблюдается у респондентов с высоким уровнем благополучия (93,5 процента). В группе с низким уровнем благополучия таких респондентов 79,3 процента. Участники первой, «благополучной» группы, часто работают в условиях жестких сроков (67 процентов), тогда как во второй группе таких работников немного меньше (58,36 процента).
По словам Анастасии Кот, это объясняется двумя факторами: характером коммуникаций – если отношения в коллективе дружеские, теплые и доверительные, без конфликтов, люди не испытывают чувства изоляции, что повышает благополучие специалиста, – и ресурсами самого работника, его способностью справляться со стрессами.
«ИТ-специалистам легко выстраивать и поддерживать доверительные дружеские отношения в команде, однако при необходимости более формального взаимодействия (в ситуации конфликта, нехватки времени, высокой ответственности), когда на первый план выходят навыки влияния и управления взаимодействием, они сталкиваются с трудностями», – говорится в исследовании.
Однако стрессы – это только одна сторона медали. Наибольшее влияние на психологическое состояние специалистов оказывают совершенно другие факторы. В группе со сниженным благополучием респонденты в два раза реже ощущают себя востребованными в профессии (55 процентов против 90,3 процента в «благополучной» группе) и редко понимают свои перспективы развития в профессии (44,8 процента против 67,7 процента).
Это отражает отсутствие чувства осмысленности и «нужности» своей работы, неудовлетворенность своим профессиональным багажом и получаемыми новыми навыками, узкой специализацией решаемых задач, а также непонимание или реальное отсутствие дальнейшего карьерного развития на текущем рабочем месте. При этом такая проблема нередка – только около половины участников (55 процентов) понимают перспективы и возможности карьерного роста. Это может быть вызвано как организационными факторами – в малом и среднем бизнесе далеко не всегда есть возможность строить ясный и понятный карьерный план для сотрудников, – так и социальной ситуацией, связанной с полностью удаленной работой или релокацией части компаний.
Наиболее благополучны в профессиональном плане высококвалифицированные сотрудники, которые ощущают свою востребованность и ценность для команды и организации, умеют грамотно выстраивать взаимодействие, вовлечены в широкий контекст деятельности компании, четко понимают свой вклад в результаты ее работы и перспективы своего профессионального развития. «Механизм очень прост – если человек чувствует свою востребованность на рабочем месте, видит, куда он может двигаться и расти, у него будет мотивация остаться, если нет, он будет склонен к частой смене работы», – сказала Анастасия Кот.
Поскольку перед любой компанией стоит задача не только привлечь кадры, но и удерживать их, заботясь о профессиональном и психологическом благополучии своих сотрудников, результаты исследования могут быть полезны руководителям компаний, ИТ-команд в непрофильных организациях, HR-специалистам и корпоративным психологам, считают авторы исследования.
Для повышения удовлетворенности своей работой у специалистов существует множество инструментов. В том числе можно развивать различные каналы обратной связи, анализировать вместе с сотрудниками их профессиональные перспективы, работать над тем, чтобы специалисты понимали оперативный и стратегический контекст своей работы.
«Во многих компаниях применяются методики оценки персонала, например, Performance review – сначала сотрудник оценивает сам себя, затем получает обратную связь от коллег и руководителей, что дает всестороннюю оценку его эффективности, а после этого он встречается с руководителем один на один, чтобы обсудить перспективы развития. Это полезно, чтобы сотрудник имел представление о дальнейшем карьерном росте и объективно оценивал свои достижения, которые ему могут казаться незначительными, когда на самом деле он вносит большой вклад в работу компании», – рассказала Анастасия Кот. Кроме того, добавила она, стоит обращать внимание на атмосферу в коллективе и помогать сотрудникам справляться с большим объемом коммуникаций, например, с помощью психологических тренингов.