euro-pravda.org.ua

Россия продолжает участие в ИТЭР: в «Росатоме» объяснили причины этого решения.

На IV Конгрессе молодых ученых в Сочи обсуждали не только атомную энергетику, но и перспективные термоядерные проекты. Один из сотрудников Naked Science задал вопрос о том, может ли участие России в проекте ИТЭР повторить судьбу участия в ЦЕРН, откуда отечественных ученых «попросили» покинуть. Представитель госкорпорации привел несколько причин, по которым такой сценарий маловероятен.
Россия продолжает участие в ИТЭР: в «Росатоме» объяснили причины этого решения.

С 27 по 29 ноября в городском поселке Сириус (федеральная территория) прошел IV Конгресс молодых ученых, собравший семь тысяч участников из 40 стран. В ходе мероприятия состоялись обсуждения касательно будущего атомной и термоядерной энергетики, включая вопросы о роли России в проекте ИТЭР, Международном экспериментальном термоядерном реакторе. Строительство этого объекта началось в 2010 году, и по оптимистичным прогнозам, первую плазму на токамаке планируется получить в 2025 году.

Представители «Росатома» подчеркнули, что Россия занимает центральное место в обеспечении самого мощного токамака, создаваемого с использованием сверхпроводниковых магнитных лент и гиротронов с исключительно высокими характеристиками, которые европейские исполнители пытались разработать самостоятельно, но безуспешно.

На дискуссии корреспондент Naked Science задал вопрос о том, могут ли известные проблемы, возникшие с 2022 года, привести к исключению России из проекта ИТЭР, как это уже произошло с нашими учеными в ЦЕРН, европейском проекте, связанном с Большим адронным коллайдером?

Анатолий Красильников, директор «ИТЭР-Центра» госкорпорации «Росатом», дал подробный ответ. Он отметил, что именно Россия пригласила всех участников в проект ИТЭР, а не наоборот, как это было в случае с ЦЕРН. Поставляемое ею оборудование является ключевым для функционирования термоядерного реактора, поэтому даже с технической точки зрения такое исключение маловероятно.

С юридической точки зрения это также вызывает сомнения. Договоры стран-участниц ИТЭР составлены так, что только сама страна может выйти из проекта. США уже воспользовались этим правом, но вскоре поняли, что не смогут самостоятельно построить реактор такого масштаба, и вернулись в проект. Таким образом, исключение России не предусмотрено с правовой точки зрения.

Кроме того, Анатолий Красильников напомнил, что именно в России был разработан тип реакторов «токамак», очередной вариант которого представляет собой ИТЭР, и «люди это помнят».

Также стоит отметить, что параллельно с работами по ИТЭР в нашей стране осуществляется проектирование собственного термоядерного реактора ТРТ. Он будет значительно более компактным (в диаметре всего несколько метров) при той же общей схеме токамака. Планируется, что его ввод в эксплуатацию состоится в Троицке к 2034 году. Повышенная компактность будет достигнута за счет новых технических решений, включая материал сверхпроводниковых лент, который отличается от того, что Россия поставляет для ИТЭР.