euro-pravda.org.ua

Театральные занятия способствовали лучшей социализации подростков.

В течение двух лет специалисты из МГППУ проводили исследование, посвященное влиянию театральной деятельности на развитие коммуникативных навыков и социализацию школьников. Полученные результаты продемонстрировали, что участие в театре способствует улучшению общения у подростков.
Театральные занятия способствовали лучшей социализации подростков.

Исследование было проведено научными сотрудниками Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Маргаритой Хуснутдиновой и Татьяной Поскакаловой.

Эксперимент осуществлялся в рамках двухлетнего театрального проекта, который проходил в 2023 и 2024 годах. Он стал важным этапом разработки деятельностной технологии «Мультимедиа-театр» под руководством Ольги Рубцовой. Результаты работы опубликованы в научном журнале «Психологическая наука и образование».

В рамках проекта проводились театральные тренинги, творческие встречи и экскурсии, а также самостоятельные и групповые задания, создание мультимедийных и видеорядов. Участниками исследования стали 79 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.

Целью исследования было определить, как театральная деятельность может помочь подросткам улучшить их коммуникативные навыки, повысить уровень социализации и качественно изменить отношения в подростковых коллективах.

Участники исследования были разделены на три группы: первая группа состояла из подростков с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении, вторая — из подростков с высокой мотивацией и хорошими навыками самостоятельной работы, третья — контрольная группа (с высокой мотивацией, но без интереса к социальной активности). Ученые МГППУ применили методы тестирования и интервью для оценки изменений в поведении участников.

На первом этапе исследования прошло 24 театральные сессии с каждой экспериментальной группой. Занятия охватывали актерское мастерство, создание мультфильмов, задания на развитие импровизации, воображения и эмоционального интеллекта. Основное внимание уделялось сплочению групп и развитию навыков командной работы в процессе подготовки спектакля по рассказам А. П. Чехова.

Второй этап также состоял из 24 совместных сессий для первых двух экспериментальных групп. Занятия включали тренинги по актерскому мастерству, журналистике, созданию видеороликов и интервьюированию. Предложенные задания были направлены на развитие самодисциплины, импровизации, воображения и коммуникации с людьми разных поколений. В рамках этих занятий акцент был сделан на этюдах по разрешению конфликтов и разработке бесконфликтных стратегий поведения. Целью этапа было укрепление дружеских отношений между подростками из параллельных классов и улучшение общения с родными и взрослыми в процессе сбора материалов о Великой Отечественной войне для спектакля.

Результаты показали, что театральная деятельность в целом способствует улучшению коммуникативных навыков у подростков, установлению просоциального поведения в общении и развитию дружеских отношений. У подростков из второй группы наблюдались высокие показатели компетентной позиции в общении, в то время как в первой группе отмечалось повышение агрессивной позиции. Контрольная группа не продемонстрировала значительных изменений. Участники, активно вовлеченные в процесс, достигли лучших результатов.

Таким образом, исследование подтвердило эффективность театральной деятельности как инструмента повышения уровня социализации и развития коммуникативных навыков у школьников в долгосрочной перспективе. Полученные эмпирические результаты дополнили ранее изученную командой исследователей ЦМИСД МГППУ картину о влиянии театральной деятельности на воспитание, развитие и обучение современных подростков.