Человек как вид начал использовать орудия труда, согласно современным данным, более трех миллионов лет назад. Этот навык считается значительным шагом в развитии когнитивных способностей наших предков, а технологии постепенно совершенствовались в зависимости от возникающих задач. Однако более сложный вопрос заключается в том, когда люди начали рисовать? Самыми ранними свидетельствами пещерной живописи являются 44 тысячи лет, а древние следы в виде насечек и полос на камнях даже старше.
Но как именно человек освоил рисование? Исследователи пытаются ответить на этот вопрос с двух сторон: археологи изучают прошлое, а антропологи, например, анализируют поведение современных приматов. Существуют различные подтверждения высоких когнитивных способностей обезьян — к примеру, недавно Naked Science сообщал, что длительные наблюдения позволили приматологам выявить индивидуальные различия в технике раскалывания орехов у шимпанзе (некоторые особи справлялись с этим вдвое быстрее других).
Этолог Седрик Суер (Cédric Sueur) из Страсбургского университета во Франции обратил внимание на манипуляции японских макак (Macaca fuscata) с камнями и мелом. В период с 16 по 28 января 2024 года он исследовал поведение почти 200 обезьян, которые катали большие и маленькие камни по земле. Затем Седрик раздал макакам белые мелки, оставив их рядом с крупными камнями, которые было трудно сдвинуть, и наблюдал, как приматы используют их, фотографируя полученные рисунки. Свои выводы этолог представил в новой статье, опубликованной в журнале Primates.
На протяжении почти двух недель, с 08:30 до 17:00, Седрик фиксировал, как 189 макак из парка на острове Седо водят камнями по земле, оставляя различные линии. Смотрители стирали их дважды в день, поэтому у обезьян постоянно обновлялось «полотно». Этолог заметил, что макаки наиболее активно бороздили землю в двух случаях: когда вокруг находилось много туристов, охотно кормивших животных, и когда погода была солнечной и теплой, а почва — сухой.
Всего у макак было три стратегии: они толкали валуны перед собой, оставляя длинные следы; сидели и катали их; играли с мелкими камешками — в двух последних случаях образовывались маленькие следы. Седрик фиксировал длину и ширину линий, а также учитывал случаи, когда следы пересекались или выстраивались параллельно.
Второй набор данных, касающийся манипуляций с мелками, собирался в течение четырех дней, с 21 по 25 января. Макаки рисовали белым мелом на камнях, кусали, ели и клали его в рот, катали, нюхали, ломали мел и выполняли множество других действий — этолог старался фиксировать все эти действия. В среднем обезьяны проводили с мелками около половины минуты (максимальное время — 114 секунд). В половине случаев макаки терли мел о камень, треть времени проводили, теря его в лапах или ломая, реже ели и передвигались с ним. Интересно, что приматы успели порисовать на 43 поверхностях — от камней и бетонных блоков до корней и досок.
Некоторые линии, которые приматы чертили камнями, достигали более двух метров в длину, а среднее количество параллельных полос, по подсчетам исследователя, составило 13,85 ± 11,35. Причем их было больше, когда макаки играли с маленькими камешками — после перекатывания на земле оставался веерный узор.
Однако общей чертой всех наблюдений был возраст макак, которые катали камни или играли с мелом: почти все они были молодыми. Седрик заметил только одну взрослую самку и одного взрослого самца, взявшихся за мел, и нескольких взрослых самок, волочащих валуны по земле.
Хотя автор исследования отметил, что в целом характер рисунков кажется спонтанным, растирание мела по различным поверхностям он охарактеризовал как целенаправленное. Макаки, возможно, стремились таким образом обвести объект, то есть оставить след в четких геометрических границах — так, по мнению этолога, обводка могла возникнуть до осознания и понимания рисования.
«Это может указывать на предварительный этап в эволюционном развитии намерения рисовать, когда оставление знаков постепенно ассоциируется со значениями или функциями, выходящими за рамки непосредственного действия. Нанесение пометок мелом кажется макакам самовознаграждающимся занятием. Такое поведение подчеркивает, что деятельность может приносить удовлетворение сама по себе, независимо от результата, как это наблюдается на первых этапах обучения детей рисованию», — размышляет Суер в своей статье.
Следы от камней на земле хоть и мало походили на «рисование» (символизма за хаотичными полосами не наблюдалось), все же могут помочь разобраться в когнитивных механизмах, когда-то побудивших человека рисовать. По крайней мере, этолог увидел в этих манипуляциях цель, а действия макак напоминали исследование — возможно, им было любопытно, как валун взаимодействует с окружающей средой.