Статья «Погребальный обряд и вопросы христианизации коренного населения Тазовского Заполярья», написанная археологами Александром Ткачевым, Екатериной Гюрджоян, Майей Филатовой, Михаилом Уткиным и другими учеными, была опубликована в журналах Stratum plus («Археология и культурная антропология») и «Вестник археологии, антропологии и этнографии».
Уникальность данного археологического памятника, расположенного в арктическом регионе, заключается в том, что он иллюстрирует процесс христианизации коренного населения Севера: элементы погребального обряда и конструкции, а также присутствие нательных крестов и образка среди сопроводительного инвентаря указывают на проникновение христианской веры в культуру коренного (селькупского) населения.
Изучение могильника позволило выделить пять способов организации погребального пространства: глубокие (до 1,5 метров) могилы с многоярусными деревянными конструкциями, в которые помещались деревянные ящики, колоды или гробы с телом умершего; сами деревянные конструкции соединялись коваными гвоздями.
Анализируемые погребения — детские, в них похоронены в основном младенцы (2-6 месяцев) и дети 5-7 лет. Это связано с тем, что в первый год жизни ребенок более подвержен различным экзогенным и эндогенным факторам (инфекционные и простудные заболевания, эпидемии, а также общая слабость организма и врожденные пороки), что и приводило к высокой детской смертности.
Ученые провели полный анализ предметов личного благочестия (нательных крестов и образка) из могильника Нум-хибя-сихэри VIа – охарактеризовали морфологические особенности изделий (размеры, форма, декорирование) и проанализировали иконографические образы.
Благодаря сотрудничеству с коллегами из Института минералогии Южно-Уральского федерального научного центра минералогии и геоэкологии Уральского отделения РАН (Миасс) удалось провести рентгенофлуоресцентный анализ и определить химический состав сплавов. Сравнение полученных результатов со сплавом крестов, найденных в различных памятниках на территории России, показало схожесть их элементного состава: основными компонентами были медь, цинк, свинец и олово в различных пропорциональных соотношениях.
Вероятно, кресты изготавливались на фабриках Центральной России, а затем распространялись на другие территории, включая север Западной Сибири. Следует отметить, что к концу XIX – началу XX века у коренного населения уже сложилась устойчивая практика использования символов православной веры: только в одном случае крестик на цепочке был надет на шею ребенка, в остальных случаях христианские атрибуты располагались в других частях могил, что свидетельствует о том, что предметы православной атрибутики использовались не как прямое олицетворение христианства, а как особые сильные обереги.
Хорошая сохранность археологической древесины позволила совместно с коллегами из Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) провести дендрохронологический (древесно-кольцевой) анализ и уточнить время функционирования погребального комплекса в пределах второй четверти XIX — начала XX веков.
Благодаря проведенному комплексному анализу можно утверждать, что материалы могильника Нум-хибя-сихэри VIа демонстрируют довольно сложную систему религиозного синкретизма: с одной стороны, очевидны элементы, свидетельствующие о проникновении христианских традиций в погребальный обряд северных селькупов, а с другой, продолжают сохраняться черты архаичной селькупской погребальной обрядности.