Из предыдущих исследований известно, что фаза быстрого сна, или REM-фаза, способствует способности находить нестандартные решения, укрепляя связи между разрозненными воспоминаниями. Эта стадия, характеризующаяся быстрым движением глаз и повышенной активностью мозга, может способствовать интеграции и новой структуризации имеющейся информации.
Группа психологов из Университета штата Техас (США) провела экспериментальное исследование, чтобы выяснить, смогут ли участники выполнить задачи, которые изначально не смогли решить, после короткого дневного сна.
Для исследования было набрано 58 добровольцев в возрасте от 18 до 29 лет среди студентов этого вуза. За участие они получили денежное вознаграждение или зачет по предмету. Испытуемые были случайным образом разделены на две группы: сном и бодрствованием.
Перед началом эксперимента у всех участников с помощью специальной анкеты оценили продолжительность и качество сна накануне, чтобы обеспечить однородность по этому критерию. Добровольцы из группы сна дополнительно заполнили опросник Pittsburgh Sleep Quality Index, который оценивал их сон за последний месяц.
В первом этапе на экране компьютера демонстрировались восемь задач, по одной за раз. Пример: «Как садовнику высадить четыре дерева на равном расстоянии друг от друга?» Испытуемым предоставляли три минуты, чтобы обдумать решение и записать его на бумаге. Затем на экране на минуту появлялся правильный ответ, который нужно было запомнить. Для перехода к следующему заданию необходимо было нажать клавишу «пробел».
После показа первых восьми заданий следовал пятиминутный перерыв, после которого начинался второй этап. Участникам были представлены восемь других вопросов, структурно аналогичных предыдущим. Пример: «Как расположить шесть спичек, чтобы они образовали четыре равносторонних треугольника?» На попытку выполнить каждое задание вновь давали три минуты, но правильный ответ на экран теперь не выводили.
Затем добровольцев из группы отдыха отпустили из лаборатории на двухчасовой перерыв, во время которого они должны были не спать и избегать употребления алкоголя или других психоактивных веществ. Участники группы сна в это время спали в темном и тихом помещении лаборатории, и их мозговую активность отслеживали с помощью электроэнцефалографии.
После перерыва испытуемые обеих групп вернулись к заданиям и попытались решить те, с которыми ранее не справились. Также им был предложен тест на проверку запоминания способов решения, которые показывались на первом этапе. Дополнительно участников попросили оценить схожесть первой и второй серии задач.
В итоге исследователи выяснили, что испытуемые из группы сна успешно решили значительно больше заданий, чем не спавшие участники. Успех не был связан с различиями в уровне способностей, так как до двухчасового перерыва результативность групп не отличалась. Психологи также не обнаружили значительных различий между группами в запоминании представленных решений.
Примечательно, что спавшие добровольцы оценили сходство между первой и второй серией задач выше. Это позволяет сделать вывод, что сон помог распознать скрытую взаимосвязь заданий, которую участники изначально не заметили. Наконец, исследователи выявили положительную корреляцию между количеством решенных задач и длительностью REM-фазы у спавших.
Таким образом, эксперимент показал, что процессы в мозге во время сна могут улучшить понимание проблемы, стоящей перед человеком. Это, в свою очередь, может помочь в ее решении после пробуждения, пояснил в комментарии для Psypost один из исследователей. Статья о научной работе вышла в Journal of Sleep Research.