Долгое время исследователи ограничивались визуальным описанием останков «человека из колодца» в замке Сверресборг. В 2014 и 2016 годах скелет был полностью извлечен, проведено радиоуглеродное датирование, которое показало, что он находился в земле около 900 лет. Это был мужчина в возрасте от 30 до 40 лет на момент его смерти. Тогда предположили, что именно этот «мертвец» упоминается в саге о Сверрире.
В новой работе большой коллектив ученых под руководством Майкла Мартина из Норвежского университета науки и технологий решил получить больше информации о загадочном персонаже, проанализировав его геном. Статья об этом опубликована в журнале группы Cell — iScience.
«Находка останков в колодце и их связь с эпизодом о нападении на замок Сверресборг в 1197 году из саги о Сверрире предоставила уникальную возможность проверить исторические события с помощью древней ДНК. Мы не можем утверждать, что тело, извлеченное из колодца внутри руин замка, это тот самый человек, упомянутый в саге, однако косвенные свидетельства говорят в его пользу», — написали исследователи в статье.
Из малого коренного зуба были извлечены три генетических образца и секвенирован геном. Анализ подтвердил, что это мужчина. Удалось восстановить некоторые детали внешности — голубые глаза, светлые волосы, что характерно для викингов.
Чтобы выяснить происхождение, генетики сравнили аутосомную ДНК 6140 современных норвежцев из 19 графств. Согласно этим данным, предки «человека из колодца» происходили с юга Норвегии. Генетически ближе всего к нему оказались жители региона Вест-Агдера.
Однако есть один странный момент. Побежденные обитатели замка, принадлежавшие к партии биркебейнеров Сверрира, происходили в основном из центральной части Норвегии, в то время как нападавшие — баглеры, пришли с юга. Историки всегда считали, что баглеры сбросили в колодец тело одного из биркебейнеров.
Разумеется, по результатам геномного анализа нельзя точно сказать, к какой партии принадлежал «мертвец». Если предположить, что это один из нападавших, то значит, они сбросили в колодец тело одного из своих погибших. К сожалению, из-за плохой сохранности останков невозможно точно установить причину смерти этого человека. Также не удалось проверить гипотезу об инфекционном заболевании.
Анализируя геном «мертвеца из колодца», ученые сделали еще одно открытие. Оказывается, северные и южные норвежцы генетически различались уже во времена конунга Сверрира.