euro-pravda.org.ua

Исследование врожденной морали было проведено с участием тысячи младенцев.

Психологи уже не первый десяток лет обсуждают, является ли мораль врожденным качеством или же она формируется в процессе жизни. В новом исследовании ученые провели эксперимент на обширной выборке младенцев, чтобы проверить гипотезу о том, что младенцы способны различать морально правильные и неправильные действия.
Исследование врожденной морали было проведено с участием тысячи младенцев.

Способность различать благие поступки и те, что заслуживают осуждения, считается важной человеческой чертой. В 2007 году команда исследователей под руководством Кили Хэмлин (Kiley Hamlin) из Йельского университета (США) в серии экспериментов показала, что уже в первый год жизни дети обладают представлением о добре и зле и предпочитают просоциальные действия. Позднее другие исследователи неоднократно пытались повторить этот эксперимент, но результаты оказывались противоречивыми.

Недавно новая попытка была предпринята крупной группой ученых из 40 исследовательских команд со всего мира, специализирующихся на психологии развития и наблюдении за поведением детей в экспериментальных условиях. В рамках проекта было протестировано 1018 младенцев, что делает его крупнейшим из проведенных исследований подобного рода на сегодняшний день.

Следуя примеру своих предшественников, ученые во время тестов показывали детям в возрасте от 5,5 до 10,5 месяца сцену с игрушечными персонажами, которые проявляли различное поведение. Один из них помогал другому герою забраться на холм, в то время как другой, наоборот, препятствовал ему и сбрасывал вниз.

После просмотра детям предлагали выбрать одного из персонажей. Согласно предыдущим результатам, всем шестимесячным младенцам и большинству 10-месячных больше нравился положительный, «помогающий» герой.

Однако новая серия тестов на более широкой выборке не выявила такого предпочтения. Дети разделились примерно поровну: около половины младенцев выбирали помогающих персонажей, и почти столько же — мешающих.

В результате исследователи пришли к выводу, что эксперимент не подтверждает врожденную природу морали.

«Дети до 10 месяцев еще не способны различать хороший поступок от плохого», — заявил один из авторов исследования Маркус Паулюс (Markus Paulus), профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене (Германия).

Статья о результатах нового исследования опубликована в журнале Developmental Science.