Одним из ключевых направлений современных исследований в области менеджмента является поиск наиболее эффективных форматов командной работы. В последних научных статьях было выяснено, какие качества особенно значимы для лидера, почему люди принимают решение работать с жесткими начальниками, а также что приводит к тому, что коллектив перестает предлагать инновации и начинает «плыть по течению».
Специалисты из нескольких университетов США провели сравнение значимости сильного лидерства и состава команды для успешности проекта на примере 10 междисциплинарных групп, которые разрабатывали протоколы для исследования с участием детей в американском штате Нью-Джерси. Статья, согласно которой на результат работы сильнее влияют качества и опыт руководителя, была опубликована в научном журнале Clinical and Translational Science.
В исследовании приняло участие 105 человек, представляющих 14 школ или колледжей и 27 департаментов Ратгерского университета в Нью-Джерси. Члены рабочих групп различались как по статусу (от стажера до постоянного преподавателя), так и по исследовательскому и административному опыту.
Все участники исследования оценили эффективность своей рабочей группы с помощью опросника TeamSTEPPS Team Assessment (TAQ), который позволяет рассмотреть различные аспекты динамики команды: функционирование, производительность, навыки, обстановку, лидерство. Независимые эксперты проанализировали полученные ответы и сопоставили их с такими факторами, как возрастное распределение, разнообразие аффилиаций, размер команды и доля участников с опытом исследовательской работы или старшими академическими званиями.
Выяснилось, что члены более крупных команд, в которых много старших преподавателей и людей, ориентированных на исследовательскую деятельность, выше оценивали свою эффективность. В то же время группы, отличающиеся разнообразием по опыту и аффилиации участников, получили относительно низкие оценки эффективности. Ни один из рассмотренных факторов не смог предсказать более высокие показатели, но если члены команды считали своих руководителей сильными, то их энтузиазм по отношению к проекту был более заметным.
«Мы не обнаружили никакой корреляции между междисциплинарным разнообразием команды и ее эффективностью. <…> Лидеры играют ключевую роль в повышении уровня энтузиазма членов рабочей группы и влияют на их мотивацию продолжать работать над проектом», — пояснили авторы статьи.
Ученые также отметили, что команды, участвовавшие в исследовании, были сформированы недавно. В будущем имеет смысл проследить, будет ли выявленная закономерность изменяться со временем.
Так или иначе, исследователи считают, что развивать лидерские качества руководителю команды важно в любом случае — даже если над проектом работают люди с разнообразным опытом, способные дополнять друг друга. Это особенно актуально в крупных междисциплинарных инициативах.