euro-pravda.org.ua

В природе каракатицы продемонстрировали удивительные способности к охотничьему камуфляжу.

Морские биологи провели глубокое исследование охотничьих привычек одного из крупнейших представителей отряда каракатиц — Ascarosepion latimanus. Оказалось, что маскировочные способности этих головоногих моллюсков в естественной среде значительно разнообразнее и адаптивнее, чем в условиях лаборатории.
В природе каракатицы продемонстрировали удивительные способности к охотничьему камуфляжу.

Каракатицы Ascarosepion latimanus (Sepia latimanus), также известные как широкорукие сепии, обладают уникальной способностью изменять окраску и текстуру своего тела благодаря специальным хроматофорным клеткам. Исследователи уже установили, что каракатицы используют маскировку для укрытия от хищников, однако вопрос о том, как они применяют камуфляж во время охоты, остается недостаточно изученным.

Для более глубокого понимания этого процесса группа биологов из Бристольского университета (Великобритания) в сотрудничестве с коллегами из Индонезии в течение нескольких месяцев проводила видеонаблюдения за широкорукими сепиями в их естественной среде обитания — на мелководных рифах архипелага Раджа-Ампат (Индонезия), где они охотятся на крабов. В ходе наблюдений ученые зафиксировали 234 эпизода с участием 98 широкоруких сепий — 40 самцов и 58 самок. Статья о проведенном исследовании недавно вышла в журнале Ecology.

В результате выяснили, что, приближаясь к своей добыче, каракатицы применяли четыре основных маскировочных приема, которые биологи назвали «лист», «пробегающая полоса», «ветвистый коралл» и «пульсация».

При первом приеме каракатицы принимали зеленоватый оттенок, имитируя плавающий в воде лист по цвету, форме и движению тела. Во втором моллюски оставались серыми, но по их телу пробегали темные полосы, создавая иллюзию движения. Кроме того, широкорукие сепии маскировались под кораллы, расправляя щупальца и придавая им цвет, напоминающий коралловые ветки. Во время «пульсации» вытянутые вперед и сжатые в конус конечности каракатиц начинали плавно пульсировать, оставаясь бледно-серыми, как бы сливаясь с окружающим фоном. Каждый из приемов моллюски могли использовать отдельно или комбинировать их элементы.

Ученые полагают, что маскировка под безобидные объекты, такие как листья растений и коралловые ветки, позволяет каракатицам усыплять бдительность жертв. Динамично пробегающие по телу полосы могут скрывать приближение и сбивать добычу с толку. Хотя исследователи до конца не разобрались, как именно пульсация способствует успешной охоте, они отметили, что этот метод и сочетание камуфляжных трюков использовались каракатицами несколько реже по сравнению с другими приемами.

По словам биологов, в естественной среде каракатицы демонстрировали высокую индивидуальную вариативность маскировочных тактик и более широкий спектр поведенческих реакций, чем их сородичи в лаборатории. Ученые объяснили это тем, что условия содержания в неволе негативно влияют на поведение и физиологические процессы животных — зачастую они бывают слишком упрощенными и скучными.

В будущем исследователи планируют более детально изучить, как меняется тактика каракатиц во время охоты в зависимости от условий среды и типа добычи. Полученные данные могут быть полезны для разработки технологий адаптивного камуфляжа и в области робототехники.