На пункте пропуска «Краковец» таможенники задержали грузовик Iveco с государственным номером ВС5179ТМ, который пытался въехать в Украину, заявляя, что он «пустой».

Тем не менее, в ходе проверки было установлено, что транспортное средство было загружено высоколиквидными товарами: пылесосами, мобильными телефонами, игровыми приставками, брендовой одеждой и двумя мотоциклами. У водителя имелись документы, подтверждающие, что общая стоимость груза составляет 250 000 долларов США.

Львовская таможня сообщила о выявленной контрабанде в социальных сетях, ограничившись составлением административного протокола на водителя. Однако журналист Евгений Плинский заявил, что на самом деле этот грузовик был частью контрабандного «коридора», который действовал под контролем 4-го управления СБУ и Львовской таможни.

Как работала схема?

По информации журналиста, грузовик заезжал через «красный коридор» во время «рабочей» смены таможенника Олега Крившука. Именно его смена являлась частью согласованных контрабандных потоков. Крившук попал в эти изменения благодаря своему давнему знакомому Степану Марунчуку – бывшему начальнику контрабанды на Волынской таможне, который сейчас работает в 4-м управлении СБУ и курирует таможню.

Обычно схема работала следующим образом: перевозчики согласовывали товар и платили 5–10% от его стоимости, чтобы таможенники пропустили груз без осмотра. Однако в случае с Iveco ВС5179ТМ контрабандисты решили увеличить объем товара, не предупредив таможенников.

«Банальная жадность контрабандистов. Коридор на таможне всегда работает по схеме "товар – тариф". Ты говоришь, что будешь возить, тебе объявляют тариф (5-10% от стоимости), и ты везешь полный бус как пустой. Обманывать нельзя. Обманул – получил проблемы», – объясняет Плинский.

В результате, когда таможенники открыли грузовик, они обнаружили значительно больший объем товара, чем было согласовано. Журналист Евгений Плинский утверждает, что начальник Львовской таможни Андрей Кузник, узнав о нарушениях, отдал команду задержать груз и сделать это публично, чтобы продемонстрировать, что обман карается даже среди своих.

Почему дело не пошло в уголовное производство?

С 1 июля 2024 года в Украине товарная контрабанда подпадает под уголовную ответственность. Если стоимость товара превышает 7,3 млн грн (около 200 000 долларов), таможенники обязаны уведомить Бюро экономической безопасности (БЭБ) и возбудить уголовное производство.

Евгений Плинский объясняет, что Кузник этого не сделал, ограничившись лишь административным протоколом. Это могло быть сделано, чтобы избежать расследования, которое могло бы выявить, что этот грузовик десятки раз пересекал границу как «пустой» на смену Крившуку.

«Почему не возбудили уголовное дело? Первым шагом расследования станет сбор информации на таможне: сколько раз Iveco ВС5179ТМ пересекал границу на въезд как пустую? Окажется, что за последние месяцы десятки раз, и все на одну смену Крившука. А затем полетит международный запрос в Польшу, которым БЭБ получит информацию, что этот грузовик ездит не пустой, а полный "драгоценных" товаров», — подчеркивает Плинский.

Если бы БЭБ начало расследование, международный запрос к польской стороне мог бы показать, что этот же грузовик систематически перевозил ценные товары, что могло бы разоблачить всю схему «пустых» бусов.

«Далее можно проверить все пустые грузовики на въезд и получить то же самое. Здесь звезды сложатся в созвездии вопросов не только к старшему изменению, но и к начальнику таможни Кузнику», — добавляет журналист.

Теперь, после расследования журналистов, к этой истории могут заинтересоваться правоохранительные органы, и ситуация для Львовской таможни может стать значительно сложнее.