Статья на не совсем серьезную тему вышла в рождественском выпуске датского медицинского журнала Ugeskrift for Læger. Публикация подобных исследований с юмористическим оттенком в конце года стала своеобразной предпраздничной традицией среди западных ученых.
Эксперимент проводился в одной из больниц датского города Хиллерёд, расположенного на севере острова Зеландия. Его организовали сотрудники клиники, а среди участников оказались 15 добровольцев, включая врачей, медсестер и других специалистов.
В ходе тестирования испытуемые в разные дни употребляли приготовленный главврачом глинтвейн с добавлением рома крепостью 39 градусов (по 83 миллилитра на кружку) или его безалкогольный аналог. Перед началом эксперимента у участников измеряли температуру лица с помощью специальной термографической камеры (модель FLIR SC645). После употребления напитка замеры повторялись каждые 10 минут в течение часа. Также у добровольцев с помощью алкотестера проверяли уровень алкоголя в крови.
Одним из условий эксперимента было наличие шапки Санта-Клауса, что исследователи объяснили необходимостью «стандартизировать потерю тепла через кожу головы у лысых людей и обладателей густых волос».
Во время эксперимента звучал один и тот же список рождественских музыкальных мелодий для создания соответствующего настроения. Кроме того, участники могли угощаться традиционной датской рождественской выпечкой — ванильным песочным печеньем и шоколадными пирожными. Свои ощущения в ходе эксперимента люди описывали в онлайн-анкете, созданной в Google Forms и доступной с мобильных устройств.
Данные термографии показали, что у тех, кто пил глинтвейн с алкоголем, температура лиц повышалась сильнее — в среднем до 33,6 °C, в то время как у тех, кто употреблял безалкогольную версию, результат составил в среднем 32,9 °C. Значительных различий в субъективных ощущениях прилива тепла в теле после употребления обоих вариантов напитка исследователи не зафиксировали.
Ученые также отметили, что испытуемые оценивали обе версии глинтвейна как вкусные, а рождественское настроение у них сохранялось независимо от содержания спиртного. По словам авторов исследования, это согласуется с выводами других работ о том, что психологические факторы играют более значительную роль в создании праздничной атмосферы, чем употребление алкоголя.
«Наши результаты подтверждают, что ощущение тепла после приема спиртного, вероятно, в первую очередь обусловлено физиологическими механизмами, тогда как рождественское настроение в большей степени связано с психологическими факторами, а не с эффектом опьянения», — заключили исследователи.