Почти 500 человек выразили желание участвовать в исследовании, которое проводилось среди посетителей Музея науки в Лондоне. Возраст участников колебался от 12 до 79 лет, а чуть более половины из них были женщины.
После заполнения анкет добровольцам было предложено на компьютере выбрать наиболее интересную для них тему из пяти: мифические существа, исторические экспедиции, доисторические животные, малоизвестные ученые и незаслуженно забытые страны. В ходе эксперимента эта тема оставалась неизменной.
Каждая тема состояла из восьми разделов, которые были малоизвестны широкой публике. Например, «Глиптодон» для доисторических животных и «Дарьенский проект» для исторических экспедиций. Участников попросили оценить уровень своих знаний по этим темам, используя семибалльную шкалу Ликерта, где ноль означал «совсем ничего не знаю», а шесть — «знаю все, что можно знать».
В каждом разделе были представлены 10 связанных фактов. Например: «Глиптодоны обитали как в Северной, так и в Южной Америке». Эти сведения были собраны из интернета и изложены простым языком, доступным даже тем, кто не имел предварительных знаний по теме.
Испытуемые могли по своему усмотрению заходить в раздел и подробно знакомиться с фактами, либо быстро переходить к следующему, нажав кнопку «завершить задание». Время не ограничивалось: участники изучали информацию в разделе столько, сколько хотели, и могли переключиться на другой в любой момент. Также им разрешалось выходить из эксперимента в любое время.
Изучая разделы, участники оценивали, насколько любопытными им казались темы и насколько заинтересовали их представленные факты. Экспериментаторы также фиксировали, сколько времени испытуемые проводили в разделах и как быстро они переключались между ними.
Анализ собранных данных выявил существенные различия между добровольцами молодого и старшего возраста в их предпочтениях по пополнению знаний. Более взрослые участники чаще оставались в рамках одной темы и глубже с ней знакомились. Молодежь, напротив, стремилась охватить больше разделов и активнее переключалась между ними.
Тенденция, связанная с возрастом, была не слишком выраженной, но последовательной: с каждым годом жизни возрастало предпочтение оставаться в рамках одного раздела, а не переходить к следующему. Авторы исследования, вышедшего в журнале Psychology & Aging, предположили, что эта склонность может быть связана с более обширным объемом знаний у пожилых людей. Кроме того, на решение остаться в разделе или переключиться на следующий влияли интересность представленных фактов.
Результаты эксперимента показали, что с возрастом может изменяться предпочтительная модель получения информации и пополнения знаний. Исследователи считают, что это следует учитывать при разработке учебных программ и курсов, планировании музейных экспозиций, а также при предоставлении информации о здоровье.