euro-pravda.org.ua

На Камчатке исследовали основные взгляды подростков на жизнь и смерть.

Психологи Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга провели исследование, посвященное восприятию современных подростков вопросов жизни и смерти. Анализ, проведенный среди школьников Петропавловска-Камчатского, выявил, что девочки более осознанно и рефлексивно подходят к теме конечности жизни, тогда как мальчики воспринимают ее более отстраненно и рационально.
На Камчатке исследовали основные взгляды подростков на жизнь и смерть.

В исследовании участвовали 80 подростков в возрасте 14-15 лет, среди которых было равное количество мальчиков и девочек. Результаты показали, что девочки воспринимают смерть как переход в неизвестное состояние и чаще размышляют о загробной жизни. При этом у них наблюдается повышенный уровень тревоги, связанный с представлением о смерти как с фактором, прерывающим возможности для самореализации.

«Мальчики-подростки относятся к смерти более отстраненно. В их восприятии она представляется как нечто неизбежное и предсказуемое. При описании смерти они чаще используют такие термины, как «ожидаемая» и «предсказуемая», – отмечает доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ имени Витуса Беринга, кандидат психологических наук Елена Виноградова. Исследователи связывают такое отношение с защитными механизмами психики и более поздним эмоциональным созреванием мальчиков по сравнению с девочками.

В исследовании ученые применили комплекс методик, включая шкалу тревоги по поводу смерти Д. Темплера и «Шкалу базовых убеждений» Р. Янова-Бульмана. Полученные результаты продемонстрировали статистически значимые различия между группами по нескольким показателям. Девочки-подростки показали более высокие результаты по шкалам «Благосклонность мира», «Ценность собственного Я» и «Степень самоконтроля». Эти различия были подтверждены на уровне значимости р≤0.01.

Анализ данных выявил взаимосвязь между базовыми убеждениями подростков и их отношением к смерти. Восприятие мира как благосклонного, предоставляющего возможности для развития, делает его ценным и перспективным для взрослеющих школьников. При этом смерть воспринимается как фактор, разрушающий эти возможности, что усиливает тревогу.

Общим для обеих групп подростков стало эмоциональное восприятие темы смерти через страх, печаль и тревогу. Психологи отмечают: чем более ценной и наполненной возможностями представляется подростку жизнь, тем выше уровень его тревоги по поводу смерти.

Исследование показало, что девочки склонны надеяться на встречу со смертью только в глубокой старости, тогда как мальчики чаще вытесняют мысли о смерти, заменяя их размышлениями об актуальных занятиях – учебе, досуге, отношениях.

Работа камчатских психологов вошла в текущий номер журнала «Азимут научных исследований: педагогика и психология», где представлена полная методология исследования и его результаты.