В понедельник, 21 октября, Илон Маск, временно находящийся в Питтсбурге, Пенсильвания (он считает этот штат ключевым для предстоящих выборов), покинул город для делового обеда с Рупертом Мердоком в Нью-Йорке. Мердок является практически единственным владельцем крупных американских медиа, который поддерживает Трампа, что делает его крайне важной фигурой в предвыборной борьбе. У 93-летнего медиамагната есть особенность: если кто-то из его политических союзников ему не нравится, он не стесняется применять административные меры против них (известный пример — уволенный им из Fox News Такер Карлсон).
Что именно произошло на обеде, неизвестно. Однако уже в пятницу The Wall Street Journal, принадлежащая Мердоку, публикует о Маске «блокбастер»: оказывается, он уже два года обсуждает множество вопросов с Путиным, от геополитики до личных тем. Источники? Традиционно, анонимные представители американских спецслужб.
На первый взгляд, тут нет ничего нового: история напоминает прежние неудачные обвинения Дональда Трампа в связях с Путиным (и новые, тоже не подтвержденные). Это обычная предвыборная борьба, такой же фейк, запущенный политическими противниками Маска, как, например, недавняя неправда о Трампе. Научные издания, вероятно, не стали бы писать об этом, если бы не те события, которые последовали за этими на первый взгляд обычными новостями.
А последовавшее было следующим: глава NASA Билл Нельсон, известный среди американских астронавтов под прозвищем Балласт, заявил в интервью, что связи Маска с Путиным должны быть расследованы. Таким образом, обычный предвыборный вброс неожиданно стал важнейшим событием в мировой космонавтике.
Суть в том, что если такое расследование подтвердит какие-либо контакты Маска с Путиным, даже не в судебном порядке, а лишь на основании устных заявлений разведчиков, то Маска лишат допуска к информации, важной для национальной безопасности. А поскольку SpaceX, фактический монополист в космических полетах США, не может функционировать без доступа к такой информации, Маска могут вынудить покинуть SpaceX.
Как точно описывает последствия такого шага американский журналист Эрик Бергер, «это был бы ядерный вариант» развития событий. И, как мы покажем далее, он прав даже больше, чем думает сам. Естественно, такое развитие событий окажет глубокое, многодесятилетнее влияние на весь остальной мир, включая нас. Осталось понять, какое именно?
В нашей стране довольно распространена конспирологическая точка зрения: Илон Маск — лишь пиар-прикрытие для «серьезных людей со связями», которые в свое время решили тихо приватизировать NASA. В итоге они передали ему все разработки и технологии агентства, а он теперь извлекает из них прибыль.
В американском информационном пространстве ситуация несколько иная: жители США, живя в Америке, имеют представление о NASA, и не рассматривают истории о приватизации. Но даже там считается, что Маск не играет положительной роли в техническом успехе своих компаний. В популярных мнениях в американских соцсетях Маск — фашист, нацист и трансфоб, чьи преступления бесчисленны. Среди последних — то, что он серьезно мешает неким анонимным, но гениальным инженерам из SpaceX и Tesla обеспечивать ведущие позиции США в области высоких технологий.
0 1 2 3 4 5 6Если находиться в одной из этих двух парадигм, невозможно понять опасения Бергера о «ядерном» варианте развития событий. Давайте разберемся, кто прав.
В 1930-х годах два будущих гения космонавтики, фон Браун и Королев, задумали создать ракеты, пригодные для космических полетов. Оба работали на государство и, чтобы получить финансирование, предложили сначала разрабатывать такие ракеты для военных целей, полагая, что потом смогут добиться разрешения на создание гражданских версий. Королеву не повезло — он попал в тюрьму. Фон Брауну повезло: Гитлер был сторонником новых технологий и предоставил ему карт-бланш, в итоге немцы смогли вывести первый рукотворный аппарат в космос в 1944 году.
Но удача фон Брауна не продлилась долго: в 1945 году немецкое государство было уничтожено. Союзники без каких-либо правовых оснований вывезли фон Брауна и 120 его коллег в США. Однако работать над космическими ракетами им там не разрешали, заставляя ограничиваться военными. Американцы доверили разработку ракет для космоса лишь местным инженерам, которые по своим способностям значительно уступали немецким.
Тем временем в СССР начали копировать немецкие боевые ракеты времен войны. Именно с документа о таком копировании, как указывает «Роскосмос», «началась история отечественного ракетостроения и освоения космоса». Королев, как и фон Браун, также мечтал о ракетах до Марса, но понимал, что политикам такие сложные вещи не объяснить. Тем не менее, параллельно с доводкой боевой баллистической ракеты Р-7 он создал ее гражданский вариант и в 1957 году запустил «Спутник».
7Советское политическое руководство, как и следовало ожидать, не имело серьезных планов гражданской космической программы не имело (даже не понимало, зачем это нужно). Но запуск «Спутника» произвел такой резонанс в мировых СМИ, что даже политики поняли его пропагандистский потенциал. И уже 12 октября 1957 года Хрущев вызвал Королева и пояснил ему, что с боевой версией ракеты можно и повременить, а партии теперь нужны гражданские космические полеты. К 1961 году полученное на «гражданку» финансирование позволило Королеву вывести человека в космос.
Оказавшись перед лицом двух подряд пиар-провалов в космосе, Кеннеди весной 1961 года был вынужден вызвать фон Брауна и утвердить только что отклоненное им предложение немца о высадке на Луну. Благодаря двигателю F-1, заказанному еще в 1955 году для сверхмощной боевой ракеты, фон Браун успел реализовать высадку раньше советской стороны. Но это же стало причиной его отстранения: американскому руководству он больше не был нужен, космическую программу резко сократили (поскольку американские политики понимали в освоении космоса не больше наших), фон Брауна сняли. Его преемники были американскими инженерами, сталкивающимися с уже упомянутыми проблемами.
8В результате они создали шаттлы — плохо спроектированный носитель. Еще до их первого полета американская пресса прямо и очень точно писала:
«Полеты на шаттлах будут стоить больше, а не меньше, чем на старых одноразовых ракетах… План Б [при возвращении шаттлов с астронавтами на борту, из-за особенностей их конструкции] — сгореть в атмосфере».
Так и случилось на практике.
В СССР тем временем произошло нечто подобное: Королев умер, его заместитель и преемник Мишин не смог выиграть в административных играх у Глушко. Тот захватил контроль над советским космическим проектом и похоронил ракету Н-