В статье журналиста РБК-Украина Романа Кота рассматриваются причины ухудшения отношений между Украиной и Польшей, истоки жесткой критики со стороны польских чиновников, влияние выборов и исторических конфликтов, а также вопрос о том, продолжит ли Варшава оказывать поддержку Киеву.
СОДЕРЖАНИЕ
С начала полномасштабного российского вторжения отношения между Польшей и Украиной, несмотря на трагичность ситуации, пережили настоящий "медовый месяц". Все прежние конфликты были забыты, и Польша предоставила Украине всевозможную помощь в трудный период: от поставок оружия до размещения миллионов беженцев, от лоббирования украинских интересов на Западе до создания логистических центров для поставок вооружения. Важно отметить, что для многих украинцев, в условиях закрытия аэропортов, именно Польша стала основным "окном" в мир.
Однако вскоре "медовый месяц" стал затихать. Первым тревожным сигналом стали масштабные протесты и блокировки границ со стороны польских фермеров и перевозчиков. В Украине тогда это связывали с усилением политической борьбы перед октябрьскими парламентскими выборами.
Согласно распространенному мнению в украинских политических кругах, следовало дождаться выборов, и все проблемы должны были разрешиться сами собой, особенно если власть перейдет к оппозиции во главе с "Гражданской коалицией" Дональда Туска. Так и произошло, но проблемы, в частности касающиеся экспорта украинского зерна, никуда не ушли.
Некоторое время новые польские власти старались избегать упоминания исторических тем, однако впоследствии стали обращаться к ним даже более активно, чем их предшественники. В последние месяцы критические высказывания в адрес Украины со стороны польских властей стали регулярными.
Так, 5 ноября вице-премьер Польши Кшиштоф Гавковский в интервью на Radio ZET раскритиковал украинского президента Владимира Зеленского за то, что тот якобы "забыл" о помощи, оказанной Польшей Украине. На следующий день Владимир Зеленский заявил, что Польша не передала Украине МиГ-29, несмотря на предварительные договоренности.
«У меня сложилось впечатление, что последние слова, произнесенные президентом Зеленским, недостойны политика, который многим обязан Польше. Техника была передана, о гражданах заботятся, Польша – большой друг Украины и транспортный хаб. Мне казалось, что в таких ситуациях нужно говорить "спасибо", а не упрекать», – отметил Гавковский.
По данным Канцелярии президента Польши, с начала полномасштабного вторжения России страна выделила в помощь Украине 4,91% своего ВВП. По расходам в процентах от ВВП Польша занимает первое место среди стран, поддерживающих Украину.
Министры иностранных дел Украины и Польши в Киеве – Андрей Сибига и Радослав Сикорский (фото: Виталий Носач, РБК-Украина)
Ранее, в сентябре, визит главы польского МИД Радослава Сикорского в Киев стал причиной дипломатического скандала. Польские источники утверждали, что Зеленский на встрече с Сикорским снова высказал мнение о недостаточной поддержке Украины со стороны Польши. Собеседники РБК-Украина сообщают, что скорее сам Сикорский хотел использовать этот визит для политических целей и саморекламы, связывая дальнейшее движение Украины в ЕС с разрешением исторических противоречий, в соответствующем контексте.
Во время того же визита в Киеве от Сикорского прозвучала непонятная идея передачи оккупированного Крыма под мандат ООН.
И сам премьер-министр Польши Дональд Туск поднимал важность исторических вопросов.
«Украина не станет членом Европейского союза без согласия Польши. Украина должна соответствовать стандартам, которые разнообразны – это не только вопросы границы, торговли, правовых и экономических стандартов. Это также вопрос, я бы сказал, культурно-политических стандартов», – говорил Туск в конце августа.
Подобные заявления от различных представителей властной коалиции продолжают звучать и по сей день.
Обострение риторики по поводу Украины у польских политиков имеет свои причины, утверждает осведомленный собеседник РБК-Украина.
В мае 2025 года в Польше пройдут президентские выборы. Действующий президент Анджей Дуда завершает свой второй срок и не будет баллотироваться повторно. За вакантное место развернулась ожесточенная борьба.
От правящей "Гражданской коалиции" основными кандидатами являются мэр Варшавы Рафал Тшасковский и тот же глава МИД Радослав Сикорский. Шансы Тшасковского выглядят более убедительными, однако всё решится на внутрипартийных праймеризах.
В то же время у главной оппозиционной партии "Право и справедливость" (ПИС) нет кандидата с достаточным влиянием и харизмой, чтобы бросить вызов представителю власти. Более того, в ПИС продолжаются постоянные и достаточно острые внутренние конфликты.
Обращение к истории, объясняет один из собеседников издания, необходимо представителям партии власти, чтобы перехватить у оппонентов эту традиционную тему.
Польская крестьянская партия, чей лидер и министр обороны Владислав Косиняк-Камиш также активно критикует Украину, в настоящее время вообще не проходит в парламент – впервые за более чем 30 лет, что, конечно, подстегивает её к резким заявлениям.
В то же время, по мнению Координатора программы Восточной Европы Польского института международных отношений Даниэля Шелиговского, причины таких заявлений о Украине более глубокие.
«Такое обвинение в адрес Украины возникает потому, что в Польше сложился консенсус среди всех политиков. Все устали от того, что президент Зеленский постоянно обвиняет Польшу. И с польской стороны сейчас нет большой разницы, это правящая партия или оппозиция, левые или правые силы. Они все уже устали от этих украинских обвинений», – сказал Шелиговский в интервью РБК-Украина.
Эти факторы накладываются на общее ухудшение общественного мнения о украинцах в Польше. Согласно опросу United Surveys от 21-22 октября для издания Wirtualna Polska, 43,6% поляков считают, что отношения Польши с Украиной ухудшились. 17,7% убеждены, что ухудшились значительно, и только 21,9% считают, что не изменились.
Опрос СBOS, опубликованный 10 октября, показывает, что 53% поляков поддерживают принятие украинских беженцев. Это самый низкий показатель с начала полномасштабной войны. В марте 2022 года поддержка украинских беженцев среди поляков составляла 94%.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и президент Украины Владимир Зеленский общаются с солдатами в Варшаве на фоне БТР Rosomak, апрель 2023 г. (фото: Getty Images)
С одной стороны, это закономерное явление. В начале полномасштабного вторжения отношение к украинцам резко улучшилось, а сейчас наблюдается откат к довоенному уровню, отметил Шелиговский.
«В Польше наблюдалась очень большая общественная мобилизация. И эту мобилизацию невозможно удержать в долгосрочной перспективе. Аналогичный процесс можно было заметить в 2004 году во время Оранжевой революции и в