Большой дельфин, также известный как бутылконосый дельфин, представляет собой один из трех видов дельфинов рода афалин (Tursiops). Эти морские млекопитающие живут группами и обитают в умеренных и теплых водах мирового океана. Международная исследовательская группа из России, Дании и Великобритании обратила внимание на Делле, который проявлял необычное поведение: дельфин активно вокализировал, даже находясь в одиночестве.
Открытие, представленное в журнале Bioacoustics, ставит под сомнение устоявшиеся представления о коммуникации этих животных, указывая на их сложные эмоциональные и когнитивные способности.
Наблюдая за Делле на протяжении 69 дней (с 8 декабря 2022 года по 14 февраля 2023 года) с помощью подводных записывающих устройств, исследователи, включая специалистов из Университета Южной Дании, стремились выяснить, завел ли одинокий дельфин дружбу с морскими свиньями в гавани. Зафиксировав тысячи звуков, ученые были поражены: афалин издавал свист, пульсирующие сигналы и низкочастотные тоны.
Обычно дельфины используют эти звуки для общения с сородичами, однако Делле издавал их в одиночку. В частности, команда зарегистрировала 10 833 вокализации, среди которых 2291 свист, 2288 парус-импульсов (серии щелчков, обычно ассоциирующихся с агрессией), а также 747 ударных и 5487 низкочастотных тональных звуков.
Морских биологов особенно удивило наличие так называемых фирменных свистков, производимых одиночкой: эти звуки уникальны для каждого афалина и представляют собой своего рода имя. Зафиксированные на записях низкочастотные тональные звуки, наряду с ударными, по мнению исследовательской группы, помогают Делле в навигации и поиске пищи.
Авторы научной работы предположили, что активная вокализация дельфина (которая фиксировалась даже ночью) может отражать его внутреннее эмоциональное состояние, аналогично тому, как люди иногда разговаривают сами с собой в одиночестве. Дело в том, что дельфины — социальные животные и нуждаются в общении, даже если поблизости нет никого из их сородичей.
Еще одной причиной необычного поведения афалина может быть то, что издаваемые им звуки предназначены для выполнения других задач, не связанных напрямую с общением, например, для ориентации в пространстве или стимуляции мозговой активности. Также не исключено, что громкая вокализация была направлена на поиск сородичей или помогала Делле справиться с одиночеством: афалин продолжал издавать звуки, когда рядом не было людей, и его дружба с местными морскими свиньями в итоге была признана маловероятной.
Таким образом, результаты исследования ставят под сомнение прежние представления о том, что дельфины всегда издают звуки с целью общения с другими особями. Это открытие также предполагает, что если эти животные вокализируют в одиночестве, их когнитивные и эмоциональные способности, вероятно, выше, чем считалось ранее.
Дальнейшие исследования, направленные на понимание причин, по которым Делле продолжает свой внутренний монолог, помогут биологам лучше разобраться в психологии этих водных млекопитающих и, возможно, переосмыслить подход к их изучению.