euro-pravda.org.ua

Психологи изучили, как взгляд человека выдает его желание к сахарному печенью.

В последнее время в супермаркетах все чаще появляются продукты с пометкой «без сахара», которые призваны мотивировать покупателей выбирать более здоровое питание. Тем не менее, недавнее исследование с использованием технологии отслеживания взгляда показало, что в случае с печеньем, особенно рождественскими или новогодними вариантами, такие надписи могут иметь противоположный эффект.
Психологи изучили, как взгляд человека выдает его желание к сахарному печенью.

Во время праздников люди часто увлекаются высококалорийной пищей, что может привести к набору лишнего веса. Особенно сложно устоять перед сладостями. Группа психологов из Грацского университета имени Карла и Франца (Австрия) с помощью специальных очков для отслеживания взгляда выяснила, как информация о наличии или отсутствии сахара влияет на зрительное внимание и предпочтения людей. В эксперименте также была использована рождественская тематика, чтобы определить, усиливает ли такой контекст привлекательность сладкого.

Для исследования, статья о котором опубликована в журнале Acta Psychologica, были привлечены 58 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 49 лет (средний возраст — 25 лет) с нормальным индексом массы тела (ИМТ в среднем составил 22,2, плюс-минус 3,2). Все участники проживали в Австрии, отмечали Рождество и были знакомы с местными рождественскими традициями и блюдами.

На столе для испытуемых разместили шесть предметов-стимулов. Среди них — четыре печенья, с сахаром и без, что указывалось в их описании. Два вида печенья относились к традиционной рождественской выпечке, которая обычно продается в Австрии в этот праздничный период.

Два стимула не относились к еде и представляли собой подарочные упаковки. В их описании было указано, что один из подарков — рождественский, а другой — ко дню рождения.

Добровольцы в течение двух минут наблюдали за стимулами в очках, отслеживающих движение глаз, с возможностью видеозаписи. В дальнейшем анализе данных учитывалась продолжительность взгляда на предметы и степень их визуального рассмотрения.

Затем участники оценили, насколько каждый из образцов им понравился и вызвал желание съесть или получить. Кроме того, испытуемые с помощью опросников предоставили свои социально-демографические данные и предпочтения в питании, включая отношение к здоровому образу жизни. Для дополнительного изучения пищевых предпочтений участникам в конце эксперимента предложили выбрать низко- или высококалорийное угощение — клементин или имбирный пряник.

В результате выяснилось, что предметы, связанные с Рождеством, как съедобные, так и несъедобные, привлекали больше внимания, что подтверждалось длительным рассмотрением этих стимулов. Наиболее привлекательным оказалось рождественское печенье с сахаром: это подтвердили и более длительные взгляды, и оценки желанности в опросах. Печенье без сахара предпочитали в меньшей степени, даже в случае с рождественской версией.

Психологи подчеркнули, что в взглядах участников на печенье с пометкой «без сахара» наблюдались паттерны, аналогичные тем, что фиксировались в других исследованиях во время критического осмотра негативных визуальных стимулов. По мнению исследователей, это может свидетельствовать о недоверчивом отношении.

Еще одной интересной деталью стало то, что печенье с сахаром оказалось более привлекательным даже для добровольцев, которые отметили важность здорового питания. Более того, многие участники в конце эксперимента предпочли взять имбирный пряник, что дополнительно подтвердило привлекательность праздничных сладостей с сахаром, несмотря на стремление к здоровому питанию.

По итогам эксперимента ученые пришли к выводу, что эффект информации о сахаре был противоположным: вместо того чтобы привлечь, печенье без сахара оказалось менее желанным и привлекательным. Тем не менее, психологи признали, что исследование имеет свои ограничения, поэтому его следует повторить на более крупной и разнообразной выборке участников, с добавлением дополнительных стимулов.