Память играет ключевую роль в различных когнитивных процессах. Например, она необходима для обучения и способствует быстрой адаптации мозга к новым условиям. Ранее считалось, что память автоматически определяет, на чем человек сосредоточит своё внимание, однако эта связь оказалась более сложной.
Исследователи из Ротмановского исследовательского института в Торонто (Канада) и Висконсинского университета в Милуоки (США) выяснили, что хотя движения глаз зависят от информации, извлекаемой из долговременной памяти, удерживать эту информацию необходимо прилагая специальные усилия. Результаты исследования были опубликованы в Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition.
Авторы эксперимента провели исследование с участием 26 студентов Висконсинского университета в Милуоки. Участники прошли через четыре этапа: кодирование, тестирование и кодирование, регулирование памяти и визуального поиска, а также тест на распознавание.
На этапе кодирования студенты запоминали несколько пар «сцена — объект», где объектом могло быть лицо или инструмент. Участникам также предлагали найти значимые ассоциации между сценами и объектами, чтобы улучшить запоминание. Например, они должны были подумать о вероятности встречи конкретного человека в определённом месте или о способах использования инструмента в заданной ситуации.
Этап тестирования и кодирования способствовал лучшему усвоению информации. Участникам предоставили возможность проверить, насколько найденные ассоциации помогли им запомнить пары «сцена — объект», и снова показали соответствующие изображения.
Затем исследователи изучали внимание студентов, попросив их регулировать воспоминания одним из трёх способов. Первая группа участников должна была вспомнить объект, связанный с конкретной сценой (визуальный поиск), вторая — избегать мысли о нём (подавление воспоминаний), а третья — заменить «правильный» объект на объект из другой категории, например лицо на инструмент (замена воспоминаний).
После небольшой паузы студентам показывали дисплей с изображениями всех объектов и черными точками. Участникам нужно было смотреть на дисплей до тех пор, пока не исчезнут все точки, кроме одной. В этот момент исследователи фиксировали движения глаз участников, чтобы выяснить, на какой из объектов они направляют внимание.
Студенты, которым на третьем этапе исследования было предложено вспомнить конкретный объект, чаще фокусировали внимание именно на нём, хотя такой задачи не ставилось. Участники, которых просили заменить «нужный» объект на объект из другой категории, в основном смотрели на изображение чего-то из «замещающей» группы предметов. В то время как те, кто подавлял воспоминания, задерживали взгляд на конкретном объекте лишь на короткое время, быстро переключаясь на новое задание.
Исследователи пришли к выводу, что связь между вниманием и памятью не является автоматической и может регулироваться самим человеком, а также что ассоциации, важные для запоминания информации, не всегда оказываются полезными в дальнейшем.
«Контроль доступа к воспоминаниям может быть полезен. Представьте, что вы сосредоточены на сложном письменном задании, и одно из слов в тексте вдруг вызывает у вас воспоминание о событии из вашей личной жизни. Информация, извлечённая из долговременной памяти, может отвлечь ваше внимание и помешать выполнению задачи. В таких случаях важно отстраниться от возникших в голове образов, особенно если они неприятные или травмирующие, как в случае с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)», — пояснили авторы исследования.
Тем не менее, участники, которые подавляли или заменяли воспоминания, позже хуже воспроизводили информацию, запомненную на первом этапе эксперимента. Исследователи предположили, что контроль над извлечением информации может иметь долгосрочные последствия для памяти.
Авторы статьи также отметили, что не полностью исследовали, как индивидуальные различия в памяти влияют на результаты эксперимента. Например, некоторым участникам могло быть проще или сложнее контролировать запоминание и воспроизведение информации. В будущих исследованиях, по мнению учёных, следует уделить этому внимание.