euro-pravda.org.ua

Психологи определили, какие характеристики способствуют формированию доверия.

Доверие к личности и её профессиональным качествам напрямую связано с проявлением «смиренного» поведения. К такому выводу пришли психологи из США и Австрии, изучив реакцию широкой аудитории на высказывания ученых.
Психологи определили, какие характеристики способствуют формированию доверия.

Каждый день люди сталкиваются с огромным объемом информации и самостоятельно выбирают, какую точку зрения принять. Авторы одного из недавних исследований выяснили, как люди определяют степень доверия к словам других, а другая работа показала, что акцент может влиять на уровень доверия.

Исследователи из университетов Питтсбурга и Вандербильта (США), а также из Венского университета (Австрия) изучили, что заставляет людей доверять ученым. Их результаты были опубликованы в научном журнале Nature Human Behavior.

Авторы статьи провели пять экспериментов с участием 2034 человек. В первом исследовании участники оценили ученых с точки зрения так называемого «интеллектуального смирения» — способности признавать, что их знания (включая собственные) могут быть неполными или ошибочными. Ответы на последующие вопросы показали, что респонденты чаще соглашались с мнением тех ученых, которых ранее охарактеризовали как более «интеллектуально смиренных».

Во втором эксперименте участникам предложили прочитать одну из трех статей о вымышленной исследовательнице, изучающей методы борьбы с длительным течением коронавируса. Все тексты содержали одинаковую позицию по лечению ковида, но отличались характеристикой самой исследовательницы. Ее описание либо не упоминало «интеллектуальное смирение», либо указывало на его низкий или высокий уровень. Респонденты, которым представили эксперта как «интеллектуально несмиренную» женщину, значительно меньше доверяли ее словам и чаще сомневались в достоверности ее исследований, чем те, кто получил нейтральное или положительное описание с точки зрения «интеллектуального смирения».

Третье и четвертое исследования показали, что выявленная закономерность не зависит от пола и расы. В пятом эксперименте исследователи попытались определить, какие поведенческие особенности воспринимаются как индикаторы высокого или низкого уровня «интеллектуального смирения». Участникам предложили прочитать одно из четырех интервью с вымышленным ученым, в каждом из которых использовался один метод, потенциально повышающий ощущение «интеллектуального смирения», например, спикер описывал ограничения исследования или упоминал заслуги аспирантов.

Использованные подходы повысили восприятие «интеллектуального смирения» ученого у участников исследования, но не увеличили уровень доверия к его словам. В некоторых случаях респонденты, наоборот, начали менее доверять вымышленному герою материала.

Авторы статьи намерены продолжить исследования для выявления конкретных стратегий, позволяющих демонстрировать «интеллектуальное смирение» в публичных выступлениях и одновременно вызывать доверие у аудитории. Однако результаты экспериментов приятно удивили их.

«Нас вдохновило осознание в обществе того, что наука не дает ответов на все вопросы. Важно правильно формулировать эти вопросы и признавать, что мы не знаем всего, учиться на каждом этапе. Хотя нам еще предстоит выяснить, как ученые могут выражать свое “интеллектуальное смирение”, мы уже знаем, что люди ощущают: недостаток “интеллектуального смирения” подрывает те аспекты науки, которые делают ее ценной и строгой», — заключили исследователи.