euro-pravda.org.ua

Создана мощная методика ИТ-обучения, основанная на принципах GameJam.

Преподаватель Новгородского университета Андрис Иванов разработал инновационную обучающую программу для начинающих программистов в формате «геймджема». Это соревнование, в рамках которого за короткий срок команды создают полноценные программные продукты с нуля. Уникальность данной методики заключается в том, что она исключает использование внешних примеров и подсказок, что способствует развитию навыков самостоятельного командного решения нестандартных задач.
Создана мощная методика ИТ-обучения, основанная на принципах GameJam.

В наше время, когда ИТ-технологии достигли значительного развития, создание видеоигры стало возможным даже без знания языков программирования. Это стало возможным благодаря современным игровым движкам, таким как Unity или Unreal Engine. Тем не менее, такая автоматизация процессов разработки программных продуктов негативно сказывается на навыках ИТ-специалистов, считает Андрис Иванов, преподаватель Политехнического колледжа Новгородского университета. Проблема в том, что когда определенные задачи начинают решаться алгоритмами или искусственным интеллектом, возникает явление карго-культа — слепое копирование действий без глубокого понимания процесса. Это может привести к ошибкам и неспособности решать задачи без внешней помощи или подсказок.

Созданная Андрисом образовательная программа позволяет разработать игру для устаревшей игровой приставки PlayStation 2, которая требует нестандартного подхода к программированию (информации об этом в интернете недостаточно) и которую не поддерживает ни один современный игровой движок. В таком случае на помощь приходят лишь собственные знания и креативное мышление.

«С проблемой карго-культа я столкнулся на собственном опыте, когда будучи начинающим специалистом, решил создать игру для PlayStation 2. Я потратил больше полугода на решение простой задачи, — рассказал Андрис Иванов, разработчик методики. — Среди молодых программистов действительно часто встречается явление, когда фрагменты кода копируются без понимания их работы. Это приводит к тому, что на исправление ошибок в коде уходит больше времени, чем на само написание. А специалисты теряют способность разрабатывать продукты без платформ с автоматизированными алгоритмами».

Обучение по разработанной методике проходит в командах до пяти человек. Каждая команда придумывает игру, которую хочет создать. Используя язык программирования Си, небольшой справочник и минимальный набор инструментов (блокнот и терминал для разработки), они за ограниченное время создают программный продукт с нуля. Совместный процесс разработки игры позволяет студентам решать задачи, которые они сами себе поставили, с минимальной справочной поддержкой. Также они учатся соблюдать четко установленные сроки и делегировать задачи между собой, что является важным навыком для работы в команде.

Как отметил Андрис, идея обучения через GameJam не является новинкой. Она применяется во многих образовательных процессах в области ИТ и высоких технологий. Однако, если рассмотреть аналогичные методики в сфере разработки видеоигр, можно заметить, что все они ориентированы на современные игровые платформы, которые облегчают создание продукта за счет встроенных умных технологий, снимая часть задач с разработчика.

Сегодня интенсивы по созданию видеоигр для PlayStation GameJam успешно реализуются в Новгородском университете и его колледже, получая положительные отклики от студентов. В планах Андриса разработать программу обучения по созданию игр для Super Nintendo Entertainment System, 16-битной игровой приставки, выпущенной в 1991 году. Для этого будет использоваться язык программирования Assembler, который в настоящее время применяется для микроконтроллеров, востребованных в различных сферах жизни.