euro-pravda.org.ua

Реформа образовательной системы улучшила эффективность вузов.

Согласно исследованию, проведенному учеными факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ, за последние восемь лет количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах, увеличилось в три раза. Также наблюдается углубление специализации вузов: отраслевые университеты (медицинские, педагогические, технические и др.) в два раза чаще принимают студентов на целевые места.
Реформа образовательной системы улучшила эффективность вузов.

Исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education. Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Панова и сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Виктория Слепых проанализировали данные 485 государственных вузов России за период с 2015 по 2023 год, чтобы выяснить результативность реформ в системе образования страны. Оперируя данными Мониторинга эффективности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования России, показателями качества приема абитуриентов по результатам ЕГЭ и сведениями о трудоустройстве и зарплате выпускников, авторы изучили динамику эффективности высшего образования и сравнили вузы между собой.

Исследование показало, что образовательные реформы значительно повысили эффективность университетов и углубили их специализацию. Особенно успехов добились исследовательские университеты. В эту категорию вошли 35 вузов — как непосредственно со статусом НИУ (например, ВШЭ, МФТИ, МИФИ и другие), так и университеты с особым статусом (МГУ, СПбГУ). Их публикационная активность в международных базах данных с 2015 года увеличилась почти в три раза — до 95 статей на 100 преподавателей в базах Scopus. Исследовательские университеты привлекают лучших абитуриентов: их баллы ЕГЭ в среднем на 5–6 пунктов выше, чем у абитуриентов вузов других групп. Кроме того, вузы этой группы чаще других получают дополнительные инвестиции: объем их внебюджетных средств увеличился более чем в два раза.

«Одной из ключевых причин этого является эффект Матфея — механизм, при котором успехи университетов накапливаются и усиливают их лидерство. Исследовательские университеты обладают рядом преимуществ, которые делают их привлекательными для лучших абитуриентов и обеспечивают конкурентоспособность их выпускников. Они смогли создать исследовательскую инфраструктуру и привлечь талантливых исследователей. Это привлекает лучших абитуриентов, которые затем достигают карьерных успехов, повышая репутацию вуза, что, в свою очередь, помогает привлечь новых талантливых абитуриентов. Таким образом, успехи исследовательских университетов в разных направлениях — это частично самоподдерживающийся процесс», — комментирует Анна Панова.

Отраслевые вузы — самая многочисленная группа университетов в стране, включающая 354 учебных заведения. Это медицинские, педагогические и технические вузы (например, ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, МПГУ, МАИ и другие). Отраслевые вузы публикуют всего 14 статей в международных журналах на 100 преподавателей, что почти в семь раз меньше, чем у НИУ. Они ориентируются на публикации в российских журналах (287 публикаций на 100 преподавателей), что отражает ограниченные ресурсы для международной активности. Тем не менее, такие университеты занимают второе место по качеству приема с 70 средними баллами ЕГЭ у абитуриентов.

Именно отраслевые университеты лучше всего справляются с подготовкой кадров для индустрии: около 10% студентов поступают на целевые места. В других вузах этот показатель ниже почти в два раза. В некоторых отраслях, например в медицине, по целевому набору поступает до 28% студентов. Выпускникам отраслевых вузов легче найти работу, но самые высокие зарплаты получают выпускники исследовательских университетов.

Федеральные и опорные университеты (например, УрФУ, ДВФУ, ВГТУ и другие) в целом успешно способствуют укреплению региональных экономик и развитию науки. С 2015 года их публикационная активность в международных журналах увеличилась почти в три раза, они публикуют до 50 статей на 100 сотрудников. По качеству набора федеральные и опорные вузы лишь немного уступают отраслевым. Около 5% абитуриентов поступают на целевые места, и у вузов этой категории в среднем больше всего договоров с организациями по подготовке специалистов.

Авторы исследования отметили, что за последние годы эффективность образовательной системы значительно возросла, и реформы начали приносить свои плоды. Продолжающаяся трансформация нацелена на адаптацию системы к требованиям рынка.

«Университеты активно вовлечены в конкуренцию с учреждениями, предоставляющими дополнительное и профессиональное образование, развивают собственные программы в этих областях. Например, они открывают онлайн-курсы и гибкие образовательные программы, что позволяет им конкурировать с другими образовательными организациями. Внедрение программ непрерывного обучения помогает выпускникам регулярно повышать квалификацию и адаптироваться к изменениям на рынке труда. Можно предположить, что эффект Матфея также проявляется в этом процессе: университеты, открывающие СПО, получают конкурентные преимущества, привлекая абитуриентов, которые в противном случае могли бы выбрать другие формы образования. Это укрепляет позиции вузов в системе подготовки кадров и расширяет их влияние на образовательный рынок», — отмечают авторы.