Результаты исследования опубликованы в Crime, Media, Culture: An International Journal. Исследования современного медиарынка показывают, что во всем мире востребован контент о маньяках: фильмы, сериалы в жанре true crime, короткие видеоролики и текстовые материалы, рассказывающие о преступлениях, ходе расследований и биографиях участников событий.
Английские социологи Эбби Бентам и канадский социолог Кевин Хаггерти подчеркивают, что истории о серийных убийцах воспринимаются людьми как форма развлечения, позволяющая испытать яркие эмоции. Канадский социолог и философ Райан Бролл утверждает, что это также способ уйти от собственных проблем в реальной жизни.
Тем не менее, существует и противоположная точка зрения, выражающая опасения, что увлечение историями о серийных убийцах может способствовать росту насилия. Исследователи из НИУ ВШЭ Оксана Михайлова, Дарья Осокина, Лев Любич и Екатерина Гулина попытались выяснить, так ли это на самом деле. Для изучения мотивов, побуждающих российскую молодежь смотреть криминальный контент, они провели серию глубинных интервью. В общей сложности было опрошено 26 юношей и девушек в возрасте от 18 до 36 лет, проживающих в 14 российских городах.
Основные вопросы касались того, какой медиаконтент о серийных убийцах им интересен, как они его находят и на что обращают внимание при выборе фильма, видео или подкаста. Среди респондентов были любители художественных телешоу, сериалов, документальных фильмов, подкастов о реальных преступлениях, книг, научно-популярных статей, видео и постов в социальных сетях.
Исследователи сосредоточились именно на мотивах потребления медиаконтента, а не на его влиянии на аудиторию. Ответы респондентов показывают, что интерес к жестокому контенту не связан с желанием наблюдать насилие и не вызывает стремления осуществлять его в реальной жизни.
В ходе исследования были выделены два типа мотивов, побуждающих к просмотру материалов о маньяках — когнитивные и эмоциональные. Когнитивные мотивы подразумевают стремление понять причины преступлений, связывая действия преступников с детскими травмами, психологическими проблемами и другими факторами. Это помогает зрителям лучше разобраться в причинах человеческого поведения. В то же время контент о серийных убийцах предоставляет возможность испытать сильные эмоции, часто компенсирующие недостаток впечатлений в повседневной жизни.
«Увлечение историями о маньяках в любых жанрах, будь то сериалы или подкасты, — это не сублимация жестокости. Опрошенные не оправдывали действия серийных убийц. Наоборот, респонденты утверждали, что такие преступления необходимо предотвращать», — отмечает научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Оксана Михайлова.
Исследователи акцентируют внимание на том, что интерес к подобным сюжетам, как правило, обусловлен любопытством и стремлением к новым впечатлениям. Эти выводы могут помочь психологам разрабатывать программы поддержки для молодежи, испытывающей эмоциональный голод или стресс.