Многочисленные современные исследования посвящены изучению одиночества. Например, одна из недавних работ продемонстрировала, что семейное положение и уровень удовлетворенности жизнью можно предсказать на основе типа личности, в то время как другая показала, что социальная изоляция способна оказать более значительное влияние на здоровье, чем ожирение и алкоголь.
Исследователи из Колумбийского и Стэнфордского университетов (оба расположены в США) предположили, что если друзья и романтические партнеры реагируют на одни и те же стимулы схожим образом, то «одиночки» воспринимают мир и мыслят иначе, чем большинство людей вокруг них. Результаты двух экспериментов, подтвердивших эту гипотезу, опубликовал научный журнал Communications Psychology.
В первом исследовании авторы статьи проанализировали данные функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), проведенной среди двух групп, состоящих из 80 человек (средний возраст — 20-21 год). Во время фМРТ участникам предлагалось оценить как свои собственные качества, так и качества близких, знакомых и пяти знаменитостей: певца Джастина Бибера, телеведущей Эллен Дедженерес, блогера Ким Кардашьян, бывшего президента США Барака Обамы и бизнесмена Марка Цукерберга. Также ученые оценили уровень одиночества каждого участника и степень близости между членами группы.
Выяснилось, что одинокие участники эксперимента иначе представляют себе знаменитостей и, возможно, в целом мыслят нестандартно. Такой вывод был сделан на основе данных об активности головного мозга: у людей с большим числом социальных связей и у тех, кто близок друг к другу, нейроны проявляли схожую активность. У «одиночек», напротив, мозговая активность заметно отличалась от активности остальных участников группы.
Во втором исследовании 923 сотрудника компании Amazon Mechanical Turk (средний возраст — 40 лет) прошли онлайн-опрос. Он включал в себя оценку одиночества и вопросы о знаменитостях. Сначала участники указывали, о ком из перечисленных известных личностей они слышали. Затем им предлагали описать одну из «знакомых» знаменитостей так, как они бы рассказали о ней другу.
Исследователи вычислили степень семантического сходства между всеми парами описаний, предоставленными респондентами. Тексты, принадлежащие более одиноким людям, оказались наименее похожими на ответы других участников. При этом «одиночки» чаще отмечали, что их восприятие той или иной известной личности либо неточно, либо не разделяется окружающими.
«Разделяемая реальность укрепляет социальные связи между людьми и повышает уверенность в своих знаниях, поскольку их подтверждают другие. <…> В нашем исследовании одиночество соответствовало своеобразным [необычным, уникальным] представлениям о знаменитостях, а также более оригинальному их описанию, особенно когда между менее одинокими людьми существовал прочный консенсус. Ощущение одиноких людей, что их идеи не разделяют окружающие, объективно отражается как минимум в восприятии современной культуры, которое расходится с общепринятым», — подытожили ученые.