Согласно данным ООН, более миллиарда тонн пищи выбрасывается в мире ежегодно. Из предыдущих научных исследований известно, что около 40% этого объема составляют вполне безопасные и съедобные продукты. К примеру, это могут быть овощи и фрукты, которые не соответствуют эстетическим требованиям потребителей.
Нюхет Тейлор (Nükhet Taylor), эксперт в области бизнеса и маркетинга из Йоркского университета (Канада), вместе с коллегами выдвинула гипотезу о том, что у потребителей с высокой самооценкой внешности может быть более требовательное отношение к продуктам. Ученые предположили, что причиной такого поведения является уверенность этих людей в том, что они заслуживают лучшего. Для проверки своих гипотез они провели серию экспериментов, в которых в общей сложности приняло участие более 1200 человек.
В первом исследовании участникам показывали изображения неправильно сформированных овощей и фруктов — баклажанов, огурцов и клубники — и просили оценить, согласны ли они с утверждениями типа «Этот [название продукта] кажется мне непривлекательным/отталкивающим». Также участники прошли тесты, в рамках которых оценили свою привлекательность и уверенность в праве на лучшее.
Аналогичные опросы проводились и во втором исследовании, где испытуемые оценивали свою реакцию на клубнику — как обычную, так и с отклонениями в форме. Кроме того, их спросили, с какой минимальной скидкой они были бы готовы купить «некрасивые» ягоды.
Исследователи обнаружили, что те, кто высоко оценивал свою внешность, чаще отклоняли деформированные продукты и ожидали более крупных скидок при их покупке по сравнению с теми, кто считал себя менее привлекательным. Третий эксперимент, проведенный в два этапа с недельным перерывом, показал, что выполнение специальных заданий, снижающих уверенность людей в том, что они достойны лучшего, разрушало связь между высокой самооценкой и негативной реакцией на неформатные продукты.
Комментируя полученные результаты, ученые отметили, что чувство отвращения возникло в ходе эволюции как защитная реакция на потенциально опасную пищу. Однако иногда этот механизм может давать сбой и срабатывать, когда речь идет о безобидных эстетических отклонениях, например, у овощей или фруктов неидеальной формы. Исследователи считают, что просветительские мероприятия и поощрение ответственного потребления могут помочь изменить ситуацию.
Добавим, что текст новой работы доступен на сайте Social Science Research Network (SSRN), который публикует еще не изданные статьи и препринты, не прошедшие рецензирование. Следовательно, представленные выводы стоит воспринимать с включенным критическим мышлением.