Тело и мозг человека находятся в сложной взаимосвязи, и когда речь идет об эмоциях, ситуация становится еще более запутанной. Исследователи уверены, что эмоции оказывают прямое влияние на организм, и многие из них человек может ощутить физически. Горе ощущается как «разбитое сердце», влюбленность — как «бабочки в животе», гнев — как напряжение в челюсти, а стресс — как «железный обруч» на груди и голове.
Однако это современные представления. Всегда ли люди ощущали — или хотя бы выражали и описывали — эмоции одинаково? Междисциплинарная группа исследователей выявила, что у жителей Месопотамии и современных людей представления о том, где «находятся» эмоции, могут значительно различаться.
Ученые проанализировали тексты Новоассирийского царства и выяснили, как люди воспринимали эмоции в своем теле. Обширный массив данных состоял из миллиона слов на древнеаккадском языке, записанных на глиняных клинописных табличках, созданных в период с 934 по 612 год до нашей эры. Современные карты телесных ощущений эмоций были собраны 10 лет назад исследователями под руководством Лаури Нумменмаа (Lauri Nummenmaa). Результаты этого научного исследования представлены в журнале iScience.
В Древней Месопотамии люди уже обладали базовыми знаниями об анатомии и осознавали важность сердца, печени и легких. Эти органы, а также бедра и область рта упоминались как наиболее частые места, где люди ощущали эмоции.
Карты телесных ощущений счастья у современных людей и жителей Месопотамии в значительной степени совпадают, за исключением того, что древние жители уделяли печени больше внимания. Счастье в текстах описывалось как «открытое», «сияющее» или «полное».
Различия между нами и древними особенно заметны в восприятии гнева и любви. Современные люди ощущают гнев в верхней части тела и руках, тогда как у жителей Месопотамии он проявлялся через «жар», «ярость» или «раздражение» в ногах.
Любовь же ощущается нами схожим образом: она сосредоточена в области груди. Однако в Месопотамии любовь особенно ассоциировалась с печенью, сердцем и коленями, в то время как у современных людей ощущения перемещены в область головы и гениталий.
Стоит отметить, что клинопись в основном создавали писцы по заказу представителей богатых слоев общества, поэтому тексты не отражают полного спектра восприятия эмоций у всех жителей Месопотамии. Тем не менее клинописные глиняные таблички содержат разнообразные тексты: налоговые списки, документы о купле-продаже, молитвы, литературные произведения, а также исторические и математические записи. Все это предоставляет достаточно широкий описательный материал.
«Еще предстоит выяснить, можно ли говорить о типичных для всего человечества эмоциональных переживаниях и всегда ли, например, страх ощущался в одних и тех же частях тела. Также необходимо помнить, что тексты остаются текстами, а эмоции — это опыт, который переживается в моменте», — подчеркнула профессор Саана Свярд (Saana Svärd) из Хельсинкского университета в Финляндии, ассириолог и руководитель проекта.
Ученые отметили, что хотя сравнение таких данных увлекательно, необходимо учитывать различия между современными картами тела, основанными на самоотчетах, и картами тела древних месопотамцев, построенными исключительно на лингвистических описаниях.