Исследование было проведено учеными Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ: Ольгой Рубцовой, Юлией Токарчук, Ольгой Саломатовой и Евгенией Гавриловой при финансовой поддержке Российского Научного Фонда. В эксперименте приняли участие 76 детей из подготовительных групп московских детских садов. Результаты исследования опубликованы в научном журнале «Психологическая наука и образование».
В рамках эксперимента дети были разделены на три группы. В первой группе дошкольники играли в настольную версию игры Dobble, во второй — в цифровую версию, третья группа служила контрольной.
Игра Dobble (как в настольной, так и в цифровой версиях) заключается в том, что каждый участник получает круглые карточки с изображениями предметов и символов различного размера. Карточки распределяются между игроками поровну, а последняя карта остается на столе и образует колоду. Цель игры — как можно быстрее найти на своей карте изображение, совпадающее с изображением на карте из колоды, назвать его и положить свою карту в колоду. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся карты.
В ходе эксперимента дети играли в Dobble дважды в неделю на протяжении двух месяцев — каждый ребенок провел около 16 игровых сессий. В течение исследования было замечено, что спустя месяц-полтора у дошкольников снижалось желание играть, некоторые даже отказывались от сессий.
Во время эксперимента психологи МГППУ провели несколько тестирований по следующим методикам: «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Шифровка» (Субтест Векслера), «Тест переплетенных линий» (Модификация теста А. Рея), «Проставь знаки» (тест Пьерона-Рузера). После завершения эксперимента данные входной и выходной диагностики были сопоставлены между собой и по группам.
В результате исследования выяснилось, что показатели всех трех групп улучшились. Однако вторая группа — дети, которые играли в цифровую версию игры — продемонстрировала лучшие результаты по всем тестированиям. «Таким образом, именно цифровая версия игры Dobble оказывает наибольшее влияние на развитие изучаемых параметров памяти и внимания у детей дошкольного возраста», — отмечает один из авторов исследования Ольга Саломатова, магистр психологии.
«Цифровая версия игры позитивно сказывается на памяти и внимании дошкольников именно в краткосрочной перспективе», — добавляет Ольга Рубцова, кандидат психологических наук и руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства». Вопрос о том, как эти показатели изменяются в долгосрочной перспективе, остается открытым.