Исследователи из МГППУ Мария Одинцова, Наталия Радчикова и Марина Сорокова провели онлайн-опрос. В нем приняли участие около двух тысяч подростков из различных регионов России. Результаты их работы опубликованы в научном журнале «Клиническая и специальная психология».
Подростковый возраст — это период множества неопределенностей, вызванных переходом от одной ступени обучения к другой, сменой социальных групп, разнообразными учебными ситуациями, поиском себя и многими другими факторами. Все эти обстоятельства создают условия для многогранного стресса.
«Познание неопределенности и опыт, который накапливает взрослеющий человек, формируют его восприятие мира и определяют его реакцию на стрессовые ситуации, а также те аспекты, в которых он испытывает недостаток уверенности, — отмечают ученые из МГППУ. – Поэтому так важно изучать не только толерантность/интолерантность к неопределенности, но и различные способы реагирования на ситуации неопределенности».
Исследователи предлагают методику, позволяющую измерять три способа реагирования: эмоциональные реакции на неопределенность, когнитивные реакции на неопределенность и готовность к изменениям и неопределенности.
Результаты исследования показали, что высокая стрессогенность ситуации, в которую попадает подросток, приводит к эмоциональным откликам и снижению готовности подростков к изменениям и неопределенности. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что в стрессовой ситуации следует стараться как можно меньше поддаваться эмоциям и постараться составить четкий план в тех сферах жизни, которые можно контролировать в данный момент, даже если они кажутся незначительными.
Также полезным оказывается поиск позитивных моментов: авторы исследования рекомендуют рассматривать неопределенность как источник новых впечатлений, которые обогащают жизненный опыт, являются увлекательными и стимулирующими.