Научная группа МГПУ завершила обширное исследование по применению искусственного интеллекта в образовательной сфере. Данная работа была подготовлена лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. Исследование включало как количественные опросы, так и серию групповых обсуждений. В общей сложности в исследовании участвовали 1277 человек: 419 учителей, 100 преподавателей МГПУ, 556 старшеклассников и 202 студента. В групповых дискуссиях приняло участие более 100 представителей всех категорий респондентов.
Результаты опросов показывают активное освоение технологий искусственного интеллекта всеми участниками образовательного процесса. Среди школьных учителей 46,5 процента уже интегрировали нейросети в свою работу, в то время как среди преподавателей вузов этот показатель достигает 54 процентов. Молодое поколение также проявляет высокую активность в использовании новых технологий: 75 процентов школьников и 80 процентов студентов активно применяют возможности искусственного интеллекта в учебе.
«Нейросети стали новым инструментом в образовательном процессе. Как учителя, так и студенты находят в них помощника для решения различных задач. Важно отметить, что искусственный интеллект не сможет заменить учителей и преподавателей, так как живое общение остается незаменимым. Нейросети могут помочь в решении рутинных задач, освобождая время для творческой деятельности и индивидуального подхода к обучающимся», – подчеркивает Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.
Результатом исследования стали данные о различных подходах к освоению нейросетей среди школьников и учителей. Школьники и студенты предпочитают практическое освоение технологий через создание промптов, в то время как педагоги выбирают более основательный подход, стремясь получить системное понимание работы с такими инструментами, как ChatGPT.
Исследование выявило разнообразие применения ИИ в образовательном процессе. Преподаватели МГПУ чаще всего используют нейросети для генерации изображений (43 процента), создания презентаций (33 процента) и написания текстов (33 процента). Реже они обращаются к ИИ для подбора литературы и подготовки экзаменационных заданий, а восемь процентов применяют технологию для проверки курсовых и дипломных работ.
Школьники демонстрируют широкий спектр применения искусственного интеллекта в учебной деятельности. Они активно используют нейросети для подготовки проектов, написания сочинений и докладов, поиска готовых решений задач, создания презентаций и проверки своих знаний. При этом 43 процента учащихся рассматривают ИИ как помощника в выполнении учебных заданий, что свидетельствует о формировании нового подхода к организации учебного процесса с использованием современных технологий.
На основе полученных данных научная группа разработала комплексную модель использования нейросетей в образовательном процессе школы. Модель включает семь категорий участников образовательного процесса: от классных руководителей и учителей-предметников до сотрудников информационных центров и библиотек. Для каждой категории определены роли и форматы взаимодействия, включая педсоветы, родительские собрания, классные часы, внеурочные мероприятия и занятия в кружках с использованием ИИ.