euro-pravda.org.ua

Исследование НИУ ВШЭ показало, что египтяне не испытывали сильного страха перед смертью.

Екатерина Александрова, академический руководитель программы «Египтология» в НИУ ВШЭ, изучила погребальные обычаи древних египтян, опираясь на религиозные тексты и исследования египтологов XIX, XX и XXI веков. Ранее считалось, что религия египтян основывается исключительно на страхе смерти. Однако детальный анализ текстов демонстрирует, что древнеегипетские верования представляют собой сложную систему, направленную на поддержание порядка и стабильности как в земной жизни, так и в загробном существовании.
Исследование НИУ ВШЭ показало, что египтяне не испытывали сильного страха перед смертью.

Исследование опубликовано в журнале «Шаги/Steps». В истории изучения египетской религии европейскими и британскими учеными XIX–XX веков акцент часто ставился на культе смерти и посмертных практиках. В частности, работы известного археолога и востоковеда Уоллиса Баджа сформировали представление о древнеегипетской культуре как о «мистической» и «другой», подчеркивая одержимость смертью по сравнению с западными цивилизациями.

Этот подход, известный в социальной психологии как теория управления страхом смерти (TMT), предполагает, что строительство пирамид или создание «Книги мертвых» — это попытки справиться с ощущением неизбежности смерти. Тексты содержали заклинания, которые, по вере египтян, защищали усопших в загробной жизни и помогали преодолевать опасности.

Екатерина Александрова предлагает дополнить данный подход к анализу религии древних египтян теорией компенсационного контроля (CCT). Согласно этой теории, ощущая недостаток контроля над своей жизнью, люди обращаются к внешним источникам — богам и правителям — для сохранения порядка. Анализируя «Тексты пирамид» и «Книгу мертвых», исследовательница задает вопрос: что было основной мотивацией сложных ритуалов — страх смерти или стремление к поддержанию порядка и контроля над миром? Текстологический анализ показывает, что в них отражен не только страх перед смертью, но и усилия по сохранению космического порядка, что указывает на более сложные мотивации египетской религии.

По мнению автора, движущей силой древнеегипетской религии было не столько стремление избежать смерти, сколько необходимость поддерживать стабильность и порядок как на земле, так и в загробном мире. Ритуалы служили способом восстановления космической гармонии и подчеркивали важность контроля над силами хаоса. Именно в этом заключалась роль фараонов — божественных правителей, ответственных за сохранение мира и гармонии как на земле, так и в загробной жизни, и считавшихся гарантами порядка — маат.

В египетской культуре важное место занимала практика поддержания космического порядка, который обозначался словом «маат» — принцип гармонии и стабильности. Этому порядку постоянно угрожали силы разрушения, называемые «исефет»​.

Исследовательница акцентирует внимание на важности индивидуального контроля в египетских погребальных практиках. Владельческие и угрожающие надписи в гробницах часто использовали юридическую риторику как предупреждение для тех, кто мог бы осквернить могилу​. В этих надписях покойный не только выражал надежду на восстановление справедливости в суде Великого бога в ином мире, но и рассчитывал на собственные колдовские способности, позволяющие наказать грабителя. Смерть пугала египтян, но это была «вторая смерть», наступающая при неблагоприятных обстоятельствах в ином мире. Чтобы справиться с этим, египтянин обладал культурными технологиями: например, «сердечные амулеты» не позволяли сердцу умершего свидетельствовать против него на суде Осириса.

Екатерина Александрова подчеркивает, что страх смерти — это индивидуальное переживание. Средства, способные избавить от этого страха, рассматривались египтянами как благо, доступное изначально лишь фараону и элите, однако оно достигалось колоссальными усилиями всей страны.

Теория компенсации недостатка контроля позволяет рассматривать погребальные практики различных социальных классов, от простолюдинов до правителей, как часть единой системы, где социальный статус напрямую связан с ответственностью и вкладом в поддержание мирового порядка. Чем выше социальный статус, тем выше ответственность и, как считали египтяне, вклад его носителя в поддержание мирового порядка.

«Обеспечение правильного погребения божественному правителю — необходимость столь же очевидная, как осуществление храмового культа. Царские заупокойные тексты прямо указывают на то, что “пробудившийся от сна смерти” фараон устанавливает маат на место исефет. Это означает, что забота о погребении фараона не только приумножает его личное посмертное благополучие, но и направлена на общее благо, обеспечивая стабильность космического порядка», — заключает автор исследования​.