euro-pravda.org.ua

В Перми обновили алгоритм для оценки технического состояния оборудования.

Для оценки технического состояния узлов различного оборудования, технического парка или агрегатов на уровне всего предприятия используется показатель «индекс технического состояния» (ИТС). В настоящее время применяются модели, основанные на экспертных оценках, что может приводить к ошибкам при определении остаточного ресурса оборудования. Ученые Пермского Политеха разработали новую методику, которая опирается на функциональную модель конструкции и статистические данные об эксплуатационных параметрах. Это позволит повысить точность оценки технического состояния и снизить риски, связанные с преждевременным выходом оборудования из строя.
В Перми обновили алгоритм для оценки технического состояния оборудования.

Статья опубликована в журнале «Электротехника, информационные технологии, системы управления». Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

В России для оценки технического состояния оборудования активно используется методика, утвержденная приказом Минэнерго. Параметры для расчета индекса технического состояния основываются на экспертных оценках. Несмотря на квалификацию специалистов и их понимание сложных систем, уровень знаний может варьироваться, что делает результаты подверженными субъективным мнениям.

Ученые Пермского Политеха адаптировали методику вычисления ИТС, чтобы параметры определялись объективными характеристиками, используя модель конструкции оборудования и статистические данные о его эксплуатации.

Сложное техническое оборудование состоит из ключевых функциональных узлов, каждый из которых важен для его работоспособности (например, в автомобиле есть двигательная система и система торможения). Политехники предлагают рассчитывать показатель поэтапно, то есть ИТС всего устройства определяется на основе ИТС его основных узлов, которые рассчитываются по параметрам. Этот подход основывается на модели, учитывающей конструктивные, технологические и статистические особенности технической системы.

Теоретически индекс технического состояния может варьироваться от 100 до 0 (в процентах), где 100 – наилучший результат, когда вводится в эксплуатацию исправное оборудование, а 0 – наихудший, при котором устройство не подлежит эксплуатации.
Ученые ПНИПУ протестировали разработанную модель, используя базу данных параметров турбореактивных двигателей. По сравнению с моделью Минэнерго, при одинаковых исходных данных, она продемонстрировала более точные результаты при расчете состояния трех двигателей.

«При достижении ИТС значения 70 двигатели по нашей методике проработают 129, 193 и 128 циклов, тогда как по методике Минэнерго – 142, 209, 137 соответственно. Мы считаем, что расчет по методике Минэнерго несет определенные риски, связанные с эксплуатацией при ухудшающемся состоянии оборудования.

Предложенный показатель ИТС, в отличие от графика кривой Минэнерго, изменяется плавно, демонстрируя процесс постепенного износа узлов оборудования. Кроме того, по применяемой методике невозможно выявить возникновение предотказных ситуаций. Контрольное время для мероприятий по техобслуживанию по нашей методике наступает на 6–10 процентов циклов раньше, что обеспечивает более надежное функционирование оборудования и предотвращает полный отказ работы», – пояснил Рустам Файзрахманов, заведующий кафедрой «Информационные технологии и автоматизированные системы» ПНИПУ, доктор экономических наук.

Ученые Пермского Политеха разработали новую методику расчета индекса технического состояния оборудования для промышленных предприятий. Она позволяет контролировать уровень ИТС и оперативно получать информацию о необходимости выполнения работ по техническому обслуживанию оборудования, что предотвращает его поломку и остановку производства.