euro-pravda.org.ua

В ПНИПУ разработали методы для повышения прочности лесных дорог.

На территории России располагается около 25% мировых лесов. Для обеспечения доступа техники, проведения заготовительных работ, вывоза древесины и контроля состояния лесных массивов необходимо строить дороги. Эти дороги отличаются от автомобильных повышенной нагрузкой, вызванной тяжелыми машинами и автопоездами, что приводит к более быстрому разрушению покрытия. Затраты на строительство и ремонт лесовозных дорог увеличивают стоимость древесины. Одним из методов их укрепления является применение геосинтетических оболочек, однако эффективность таких конструкций недостаточно исследована. Ученые из Пермского Политеха провели исследование и оценили результаты использования геосинтетических оболочек под колесами автомобилей.
В ПНИПУ разработали методы для повышения прочности лесных дорог.

Исследование опубликовано в журнале «Вестник ПГТУ. Лес. Экология. Природопользование». Для снижения затрат на вывоз древесины необходимо уменьшить стоимость строительства лесных дорог, при этом важно не допускать ухудшения их качества, особенно в отношении устойчивости к деформациям. Это критически важно для социально-экономического развития как отдельных регионов, так и экономики страны в целом. Согласно данным Рослесхоза, в 2023 году доходы от лесного хозяйства в федеральный бюджет России составили 50,22 миллиарда рублей, что на восемь процентов больше по сравнению с предыдущим периодом.

Снижение стоимости древесины и одновременное повышение эффективности дорог возможно благодаря использованию геосинтетических оболочек. Эти сшитые между собой листы из полимерного материала по своей структуре напоминают ткань. Они укладываются между слоями строительных материалов и предотвращают просадку дорожного полотна, что позволяет ему выдерживать больший вес, чем обычное покрытие.

Тем не менее, процесс деформации такого материала остается недостаточно изученным. Ученые Пермского Политеха исследовали напряженно-деформированное состояние геосинтетических оболочек, чтобы понять, как они проседают под весом колес автомобиля.

Политехники проанализировали влияние ширины и толщины оболочки из щебня на осадку. С помощью компьютерной модели, воспроизводящей нагрузку, были проведены две серии расчетов с толщиной 0,2 и 0,4 метра с различной шириной. Для сравнения аналогичное моделирование было выполнено и для дороги без соответствующего покрытия.

«Выяснилось, что напряженно-деформированное состояние геосинтетического материала значительно зависит от этих параметров: для сохранения механических свойств покрытия ширина должна превышать толщину в 6-8 раз. Если этот показатель равен 4 и менее, покрытие теряет устойчивость к нагрузке от веса колес», – комментирует Владимир Клевеко, доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ, кандидат технических наук.

Применение геосинтетических оболочек в строительстве лесных дорог является перспективным направлением для снижения затрат на вывоз древесины и повышения прочности дорожного покрытия. Исследование ученых Пермского Политеха поможет улучшить эксплуатационные характеристики лесных дорог, что имеет важное значение для социально-экономического развития региона.