Статья «Три причала в поселке Новый Порт (Местная история Северного морского пути)», написанная историком Михаилом Агаповым, опубликована в журнале Sibirica. Данная работа основана на архивных исследованиях, проведенных в трех центральных и четырех региональных российских архивах, а также на полевых исследованиях, проведенных зимой в поселке Новый Порт.
Ключевые характеристики порта: нейтральный статус, расположение на границе двух экологических регионов и разнообразие форм. Эти особенности вполне применимы к описанию Нового Порта. Он возник в качестве опоры советской внешней торговли в 1920-х годах, став зоной активной международной торговли.
Вместе с Усть-Енисейском и Игаркой Новый Порт служил воротами для экспорта сибирского леса, куда заходили как морские, так и речные суда. Таким образом, Новый Порт соединял морскую и речную части Северного морского пути, который в то время в основном назывался «морским путем в Сибирь». Другими словами, начальный этап истории Нового Порта был связан с развитием Северного морского пути как регионального сибирского проекта.
Новый Порт обслуживал только офшорную перевалку грузов, что означало его вынесение на периферию. В начале 1930-х годов он оказался ниже Игарки и выпал из системы советской транснациональной торговли. Тем не менее, Новый Порт не исчез, как это случилось с другими заброшенными портами.
Во втором периоде своей истории Новый Порт стал форпостом советской арктической колонизации на Обдорском севере в рамках «империи» Главного управления Северного морского пути. Перед Главсевморпутем стояли разнообразные задачи, включая развитие Северного морского пути от Мурманска до Берингова пролива, промышленное освоение севера страны и вовлечение коренных народов в производственные процессы.
Третий период истории Нового Порта начался в 1960-х годах, когда в Западной Сибири началось освоение нефти и газа. Название поселка было дано открытому поблизости крупному нефтегазоконденсатному месторождению, а также добываемому там сорту нефти. Освоение месторождения Новый Порт кардинально изменило облик поселка, который стал «лицом» компании «Газпромнефть-Ямал». Кроме того, освоение месторождения включило поселок Новый Порт в систему морских перевозок сжиженного природного газа с арктического побережья России, хотя и в качестве вспомогательного элемента.
Общий взгляд на историю СМП с точки зрения одного конкретного места позволяет историкам анализировать незаметные с высоты «государственной историографии» критические моменты, когда «большой проект» либо отменяется, либо обретает новую форму существования.
Это исследование относится к категории работ, которые анализируют конкретный субъект в его пространственной и социальной специфике, одновременно позиционируя его в глобальных контекстах.
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда «Сибирские и дальневосточные порто-франкские режимы в истории экономического развития российской имперской периферии (вторая половина XIX – начало XX веков)».