euro-pravda.org.ua

Исследование показало, как школьная атмосфера сказывается на уровне тревожности у детей.

В наше время проблема тревожности среди школьников становится все более значимой. Исследования показывают, что уровень тревожности у детей и подростков обусловлен множеством факторов, среди которых важную роль играет обстановка в образовательной среде. Специалисты МГППУ провели исследования, чтобы выяснить, как психологическая безопасность в школе сказывается на уровне тревожности учащихся.
Исследование показало, как школьная атмосфера сказывается на уровне тревожности у детей.

Исследователи из МГППУ, Анастасия Иванова и Олеся Степанова, провели оценку связи между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. Для этого было организовано исследование с участием 40 учащихся (20 мальчиков и 20 девочек), возрастом 14 лет. Результаты их работы опубликованы в научном журнале «Экстремальная психология и безопасность личности».

Ученые МГППУ применили несколько методик для оценки уровня тревожности: Методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса и Шкала личностной тревожности для учащихся А. М. Прихожан. Для анализа комфортности и безопасности образовательной среды использовался опросник «Психологическая безопасность образовательной среды».

Результаты исследования показали, что девочки имеют более высокий уровень самооценочной тревожности и испытывают социальный стресс в большей степени, чем мальчики.

«Уровень тревожности имеет негативную корреляцию с удовлетворенностью образовательной средой. Это, в свою очередь, приводит к увеличению проблем и страхов в отношениях с учителем и затруднениям в самовыражении (у мальчиков). У девочек тревожность также отрицательно связана с удовлетворенностью образовательной средой, что проявляется в страхе проверки знаний и социальном стрессе», — подчеркивает Анастасия Иванова.

Корреляционный анализ выявил связи между уровнями тревожности и факторами психологической безопасности. Например, у мальчиков отмечается отрицательная взаимосвязь между школьной тревожностью и психологической защищенностью, в то время как у девочек — между переживанием социального стресса и уровнем психологической удовлетворенности образовательной средой.

Эти результаты подтверждают гипотезу о существовании гендерно-зависимой корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. Высокий уровень тревожности может негативно влиять на удовлетворенность образовательным процессом, что, в свою очередь, может привести к проблемам в отношениях с учителями и одноклассниками.

Проблема повышенной тревожности среди школьников требует внимания со стороны педагогов и родителей. Создание безопасной и комфортной образовательной среды является ключевым фактором в снижении уровня тревожности у детей. Это включает в себя обеспечение условий для положительного взаимодействия между учащимися и преподавателями, что способствует развитию уверенности в себе и улучшению психоэмоционального состояния подростков.