Новый закон, касающийся обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, начнет действовать с 1 января 2025 года.
Стоимость полисов увеличится.
Об этом информирует
пресс-служба НБУ.
Стоимость полисов
Как сообщается в пресс-службе, утверждение о том, что с начала года полисы автогражданки сразу подорожают в 2-2,5 раза, не соответствует действительности.
Согласно данным НБУ, новый закон действительно предоставляет страховщикам определенную свободу в определении стоимости полиса, которая будет зависеть от индивидуальной истории водителя. Таким образом, повышение цен в первую очередь затронет клиентов с негативной историей аварий или тех, кто относится к категории водителей с повышенным риском участия в ДТП (например, новички за рулем или водители в крупных городах).
«Ожидаемое увеличение цен, по предварительным оценкам, в условиях высокой конкуренции на этом рынке составит примерно 25-30%», - отмечается в сообщении.
В НБУ также напомнили, что новый закон не отменяет действие существующих полисов, а касается только новых. Для льготных категорий сохраняется возможность оформления полиса за 50% его стоимости.
Бумажные полисы
Регулятор также опроверг другой миф о том, что с начала года бумажные полисы станут недействительными.
«Нет. Переход на электронный формат договоров «автогражданки» будет осуществляться постепенно. Ожидается, что окончательный переход от бумажных к электронным полисам с обязательным внесением в электронную централизованную базу данных Моторного (транспортного) страхового бюро Украины произойдет только с 1 января 2026 года», - заявили в НБУ.
В центробанке считают, что это окончательно положит конец практике заключения бумажных договоров в «фургончиках» и многочисленным случаям мошенничества.
Продажа полисов
В НБУ опровергли информацию о том, что новый закон значительно усложнит продажу полисов.
«Нет. Мы действительно намерены прекратить полулегальную торговлю полисами по ценам ниже рыночных, которая на протяжении многих лет искажала конкуренцию, и кардинально меняем регулирование деятельности страховых посредников. Однако, по оценкам НБУ, большинство компаний на рынке способны соответствовать новым требованиям, особенно в части защиты прав потребителей, и готовы увеличить количество клиентов за счет вытеснения недобросовестных игроков с рынка», - указано в сообщении.
Как подчеркнули в НБУ, новый закон должен превратить популярный страховой продукт из формальной бумаги для полиции в эффективный инструмент защиты рисков автовладельца, ведь он включает такие новшества:
- отмена коэффициента износа и введение принципа, что страховое возмещение должно обеспечить восстановление автомобиля в состояние, в котором он находился до ДТП;
- введение прямого урегулирования ущерба автомобилю в результате ДТП, или возможность потерпевшего обратиться за страховой выплатой к своему страховщику;
- ограничение предельного срока решения о страховой выплате до 90 дней и введение пени к страховщику за нарушение этого срока;
- отмена ограничения максимальной суммы страхового возмещения по европротоколу;
- осуществление выплат МТСБУ вместо страховщика, которому аннулирована лицензия, еще до завершения судебного разбирательства о банкротстве и окончательной ликвидации.
Нормы закона
В мае 2024 года Верховная Рада приняла новый закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заменив закон, действовавший с 2005 года.
Новый закон предусматривает постепенное увеличение максимальных размеров страхового возмещения:
с января 2025 года:
- за вред жизни и здоровью - с 320 тысяч гривен до 500 тысяч гривен;
- за ущерб имуществу - с 160 тысяч гривен до 250 тысяч гривен;
с января 2026 года, но после окончания военного положения:
- за вред жизни и здоровью - до 1 млн гривен;
- за ущерб имуществу - до 2 млн гривен;
в течение четырех лет с момента вступления Украины в Европейский Союз:
- за вред жизни и здоровью - до эквивалента от 1,3 млн евро на одно пострадавшее физическое лицо и от 6,45 млн евро на один страховой случай;
- за ущерб имуществу - до эквивалента от 1,3 млн евро на один страховой случай.
В случае аннулирования лицензии страховщика выплаты за него будет осуществлять МТСБУ, не дожидаясь завершения судебного дела о банкротстве и окончательной ликвидации.
Следует отметить, что увеличение сумм возмещения при ДТП ранее приводило к росту стоимости полисов автогражданки. В 2022 году Национальный банк Украины изменил условия обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, что способствовало росту цен.
```